В Правительстве РФ существует несколь­ко органов государственной власти (структур), в ведении которых находятся вопросы, связан­ные с использованием и охраной трансгранич­ных водных объектов. К ним относятся: МИД России, Минприроды России, Росгидромет, Росводресурсы, Росрыболовство, Росморреч- транс, Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ. В центральных аппаратах каждой из этих структур существуют департаменты или отделы, ведающие вопро­сами международного сотрудничества. Парал­лельно в этом направлении ведут значительную работу территориальные органы министерств и агентств. Практическую работу по организации деятельности совместных комиссий, действу­ющих в соответствии с Соглашениями между странами, выполняет Федеральное агентство водных ресурсов России.

Международная практика использования трансграничных водных объектов, основанная на принципах устойчивого развития, предполагает согласованные действия государств в бассейнах трансграничных водотоков при осуществлении водохозяйственных работ, использовании и ох­ране водных объектов на основе международ­ных договоров и соглашений. Стремление к бес­конфликтному использованию трансграничных вод, сохранению их чистоты в условиях возрас­тающей антропогенной нагрузки обусловлива­ет многолетнюю активность России в вопросах всемирного водного партнёрства и ратификацию ею ряда международных актов, регулирующих охрану и использование трансграничных вод.

Приоритетными направлениями деятель­ности комиссий институтов уполномоченных являются, прежде всего, это организация совместного мониторинга трансграничных вод­ных объектов, обмен гидрологической и гид­рохимической информацией, согласование режимов использования водных ресурсов и трансграничных водных объектов, координация противопаводковых мероприятий и действий в чрезвычайных ситуациях, а также совместные научные исследования.

Практический опыт и итоги сотрудничества России с сопредельными государствами свиде­тельствуют о том, что даже при расхождении мнений и наличии противоречий по вопросам использования и охраны трансграничных вод­ных ресурсов создают новые возможности и позволяют преодолевать разногласия сторон, способствуют решению задач по стабилизации экологического состояния трансграничных вод, и развитию экономик сопредельных стран.

В целом, международное сотрудничество Рос­сии отличается достаточной конструктивностью и в рамках многих совместных комиссий вопросы использования и охраны трансграничных водных объектов решаются достаточно эффективно. Тем не менее, необходимо добиваться, прежде всего, согласования национальных программ и планов действий по использованию водных ресурсов трансграничных водных объектов.

В настоящее время международное сотруд­ничество России по вопросам совместного ис­пользования охраны трансграничных водных объектов осуществляется в рамках межправи­тельственных соглашений с Азербайджаном, Абхазией, Беларусью, Казахстаном, Китаем, Монголией, Норвегией, Украиной, Эстонией и Финляндией через деятельность межправи­тельственных комиссий и рабочих групп.

Составы межправительственных комиссий формируются из числа представителей феде­ральных министерств и ведомств (Минприро­ды, Росводресурсы, Росгидромет, Росприрод- надзор. Роснедра, Роспотребнадзор, Минтранс России, Минэнерго России, Минсельхоз Рос­сии, Росрыболовство, пограничные службы РФ, МИД России), субъектов РФ приграничных территорий, представителей науки.

Состав рабочих органов демонстрирует ту многогранность трансграничных водных отно­шений, которая фокусирует в себе экономиче­ские, хозяйственные, экологические интересы, которые сосредотачиваются при использовании водных ресурсов, трансграничных водных объ­ектов. Это обмен гидрологической и гидрохи­мической информацией, согласование режимов использование водных ресурсов трансгранич­ных водохозяйственных систем, проведение со­вместных научных исследований.

   

Российско-Финляндское сотрудничество

Примером эффективного и долголетнего сотрудничества можно назвать работу совмест­ной Российско-Финляндской комиссии. Согла­шение с Финляндией о пограничных водных системах 1964 г., охватывает практически все водохозяйственные и экологические аспекты. Процессы региональной интеграции протекают в двух основных направлениях - межгосудар­ственное сотрудничество и сотрудничество на уровне региональных (местных) властей. Со­гласно Соглашению 1964 г. действует Двусторонняя комиссия (ДК), в которую входят пред­ставители водохозяйственных, экологических и рыбохозяйственных ведомств, МИД и погра­ничных служб Сторон.

Положительной оценки заслуживает много­сторонность деятельности Комиссии, оно каса­ется всех аспектов водного управления. В его рамки входят вопросы производства энергии на ГЭС, регулирование уровней воды, водного транспорта, охрана водных объектов, рыбное хозяйство и мелиорация, а также развитие эко­номических условий в приграничных районах. Работа Комиссии строится на принципах рав­ноправия, стремления найти решение, прием­лемое для каждой из сторон. Решения Комис­сии для стран-участниц Соглашения является приоритетным. За многие годы сотрудничества сложился определенный стиль работы, в основе которого - полное доверие и открытость.

Основные решаемые в рамках соглаше­ния вопросы: регулирование стока оз. Сайма и р. Вуоксы с целью уменьшения последствий от высоких паводков; договор о плотинах в Има- тре и Светогорске; охрана пограничных водных систем; защита и поддержание запасов рыбы.

Озеро Сайма в Финляндии соединено Сай- менским каналом с Выборгским заливом, а р. Вуокса - с Ладожским озером. На р. Вуоксе по­строены 4 ГЭС (2 в Финляндии, 2 - в России). На берегах озера и реке расположены промыш­ленные предприятия, преимущественно лесо­перерабатывающие и металлургические, от­ходы которых загрязняют окружающую среду. Здесь актуальны такие проблемы, как борьба с подтоплением прибрежной зоны Ладожского озера при таянии снегов; обеспечение выработ­ки электроэнергии и уменьшение загрязнения вод.

В соответствии с Соглашением решениями правительств сторон создана и с 1966 г. работает Совместная Российско-Финляндская комиссия, к основным результатам деятельности которой относятся прекращение молевого сплава на пограничныхводных системах; улучшение каче­ства воды, достигнутое за счет строительства очистных сооружений на предприятиях, распо­ложенных в бассейнах пограничных водных си­стем; сохранение рыбных запасов, в том числе ценных пород рыб; согласованное регулирова­ние гидрологических режимов трансграничных водных объектов и водохозяйственных систем.

Неурегулированным на сегодняшний день остается вопрос об обязательствах российской стороны в области совместного проведения с Финляндией мероприятий по сохранению рыб­ных запасов озера Инари.

Опыт работы Комиссии имеет международ­ное значение, был использован при подготовке Конвенции ЕЭК ООН по охране и использова­нию трансграничных водотоков и международ­ных озер (Хельсинки, 1992) и явился моделью организации сотрудничества других стран в во­просах совместного (двустороннего) использо­вания трансграничных водных объектов.

Деятельность Комиссии по использованию пограничных водных систем является приме­ром эффективного долгосрочного трансгранич­ного сотрудничества, к основным результатам деятельности которой относятся прекращение молевого сплава на пограничных водных си­стемах; улучшение качества воды, достигнутое за счет строительства очистных сооружений на предприятиях, расположенных в бассейнах пограничных водных систем; сохранение рыб­ных запасов, в том числе ценных пород рыб; согласованное регулирование гидрологических режимов трансграничных водных объектов и водохозяйственных систем, в результате чего минимизировано негативное воздействие ве­сенних и летних паводков на прибрежные тер­ритории сторон; разработка совместных мето­дик оценки и правил контроля качества погра­ничных вод.

Регулярно проходят сессии Совместной Российско-Финляндской комиссии по исполь­зованию пограничных водных систем.

19-20 сентября 2013 г. в г. Хельсинки про­шла 51-я сессия Совместной Российско-Фин­ляндской комиссии по использованию погра­ничных водных систем. В ходе сессии были подробно обсуждены результаты работы, проделанной в межсессионный период, дана оценка водохозяйственной обстановке и вы­полненным водохозяйственным мероприяти­ям, утверждены планы работ Комиссии и ее рабочих групп на 2013-2014 гг. Были заслуша­ны сообщения российской и финской сторон по рыбохозяйственным вопросам и выполне­нии мероприятий на пограничных водных си­стемах. Особое внимание Комиссии было уде­лено качеству вод р. Селезневки и разработке финляндской стороной оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) по проекту сбро­са сточных вод г. Лаппеенранта. По результа­там 51-й сессии Комиссии подписан итого­вый протокол. Работа Комиссии проходила в атмосфере конструктивного сотрудничества и взаимопонимания. Очередную 52-ю сессию Совместной Российско-Финляндской комис­сии по использованию пограничных водных систем намечено провести в августе 2014 г. в г. Санкт-Петербурге.

   

Российско-Эстонское сотрудничество

Межправительственное Российско-Эстон­ское соглашение о сотрудничестве в области охраны и рационального использования транс­граничных вод было подписано 20.08.1997 г. Действие Соглашения распространяется на бассейн реки Нарва, включая Чудско-Псков­ское озеро. В рамках программы сотрудниче­ства проведена инвентаризация всех транс­граничных водных объектов и источников загрязнения, разработана и внедрена система совместного мониторинга, включая интерка­либрацию методов анализа проб воды, выпол­нен расчет загрязнения вод от аэрозольного пе­реноса Балтийской и Эстонской ГРЭС и др. С целью экологического образования населения, особенно школьников, проводится ежегодный Международный конкурс «Мир воды глазами детей».

26-27 ноября 2013 г. в г. Санкт-Петербур­ге состоялось XVI заседание Совместной Рос­сийско-Эстонской комиссии по охране и ра­циональному использованию трансграничных вод. В ходе обсуждения вопросов повестки дня заседания Комиссия заслушала информацию: о водохозяйственной обстановке и проведен­ных водохозяйственных мероприятиях в бас­сейне реки Нарвы, включая Чудско-Псковское озеро; о ходе разработки и выполнения водо­хозяйственных планов Сторон; о состоянии качества вод трансграничных водных объек­тов; о результатах сопоставимости результатов анализов гидрохимических показателей проб воды; о ходе реализации основных направле­ний научно-прикладных работ; о состоянии гидротехнических сооружений Нарвской ГЭС; о разработке «Правил использования водных ресурсов Нарвского водохранилища на реке Нарва; о выполнении рабочими группами Ко­миссии решений XV заседания Комиссии. Ко­миссия утвердила планы работ рабочих групп Комиссии на 2013-2014 годы. XVII заседание Комиссии состоится на территории Эстонской Республики в III кв. 2014 г. Заседание Комис­сии прошло в атмосфере конструктивного со­трудничества и взаимопонимания.

   

Российско-Белорусское сотрудничество

Основываясь на принципе разумного и справедливого использования трансграничных водных объектов, руководствуясь Конвенцией по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 17 марта 1992 г., учитывая положения Конвенции ООН о праве несудоходных видов использования международных водотоков от 21 мая 1997 г., стремясь реализовывать положения Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. в г. Минске 24 мая 2002 г. между Пра­вительством Российской Федерации и Прави­тельством Республики Белорусь было заклю­чено Соглашение о сотрудничестве в области охраны и рационального использования транс­граничных водных объектов.

Взаимоотношения с Белорусью в области охраны и рационального использования транс­граничных вод находятся на начальном этапе своего развития.

Основной акцент в работе Комиссии дела­ется на проведение работы по инвентаризации трансграничных водных объектов и основных источников загрязнения в их бассейнах, явля­ющихся потенциальными источниками транс­граничного загрязнения вод.

В настоящее время российской и белорус­ской сторонами начата проработка вопроса о возможности внедрения межгосударственной автоматизированной системы - в трансгранич­ном бассейне рек Днепр и Западная Двина.

Подтвердило свою эффективность со­вместное проведение практических семина­ров специалистов, которые начинали формироваться в недрах Российско-Белорусской Межправительственной комиссии на базе лабораторий сторон, которые оснащены со­временным оборудованием. Эта практика те­перь, так сказать, экстраполируется на другие межправительственные соглашения и также позволяет достаточно оперативно решать все вопросы сотрудничества.

17-18 апреля 2013 г. в г. Пскове состоялось VII заседание Совместной Российско-Бело­русской комиссии по охране и рациональному использованию трансграничных водных объ­ектов. В ходе заседания были обсуждены ре­зультаты мониторинга трансграничных водо­токов и озер бассейнов рр. Днепр и Западная Двина и источников их загрязнения; предло­жения по улучшению экологического состоя­ния трансграничных водных объектов бассей­нов рр. Днепр и Западная Двина; водохозяйственная обстановка; результаты практическо­го семинара для специалистов лабораторий, осуществляющих мониторинг качества воды трансграничных водных объектов бассейнов рек Днепр и Западная Двина; возможность разработки и использования водохозяйствен­ных балансов трансграничных водотоков и др. Стороны отметили, что водохозяйственная обстановка на трансграничных водных объек­тах характеризовалась как стабильная, случа­ев подтоплений населенных пунктов, объектов экономики отмечено не было, существенных изменений в уровенном режиме рек не наблю­далось, дефицит водных ресурсов в бассейнах рр. Днепр и Западная Двина для населения и хозяйствующих субъектов отсутствовал. Ве­сеннее половодье и летние паводки на транс­граничных водных объектах не оказали нега­тивного воздействия на жизнедеятельность населения и объекты экономики Российской Федерации и Республики Беларусь. По итогам VII заседания Комиссии подписан протокол. Заседание прошло в дружественной и кон­структивной атмосфере. Очередное VIII засе­дание Комиссии намечено провести во IIкв 2014 г. на территории Республики Беларусь в городе Могилеве.

   

Российско-Украинское сотрудничество

Положительной оценки заслуживает со­трудничество России с Украиной, отноше­ния с которой регулируются Соглашением о совместном использовании и охране транс­граничных водных объектов, подписанного в 1992 г.

Отношения с Украиной в области охраны и использования трансграничных водных объ­ектов можно отнести к разряду конструктив­ных. В рамках Соглашения осуществляется сотрудничество по охране и использованию водных ресурсов бассейнов рек Днепр и Се­верский Донец, а также целый ряд малых рек Азовского бассейна. Основные направления сотрудничества: мониторинг, регулирование режимов использования вод, водоохранные и противопаводковые мероприятия. Сторонами обеспечивается координация мер по пропуску половодья и режимам работы водохранилищ на территории России и Украины в период прохождения пика половодья. Разработаны пе­речни мероприятий, направленных на улучше­ние состояния качества вод трансграничных водных объектов и грунтовых вод в погранич­ных створах бассейнов рек Днепр и Северский Донец, утверждена совместная программа вос­становления и охраны трансграничных водных объектов бассейна р. Десна на территориях Брянской и Черниговской областей. Прораба­тывается вопрос о создании Международного центра подготовки, переподготовки и обмена опытом работников водного хозяйства. Одним из результатов сотрудничества в рамках дан­ного соглашения является внедрение для со­вместного использования автоматизированной системы обмена оперативной водохозяйствен­ной информацией о состоянии и использова­нии водных ресурсов бассейна реки Северский Донец. Использование данной системы в зна­чительной степени повысило оперативность и качество принимаемых решений. Соглаше­нием было определено, что совместным ор­ганом является совещание Уполномоченных правительств сторон. За истекший период со­стоялось восемь совещаний Уполномоченных сторон, разработан порядок обмена информа­цией, взаимодействия в чрезвычайных ситуа­циях, управления использованием и охраной водных ресурсов, совместного контроля ка­чества вод в пограничных створах. Налажена координация сотрудничества в приграничных областях России и Украины. Активно участву­ют в сотрудничестве областные экологические и водохозяйственные органы. За истекший пе­риод все сложные вопросы успешно разреша­лись в рамках соглашения.

Азовское море и Керченский пролив явля­ются внутренними водоёмами России и Укра­ины. В связи с отсутствием в настоящее время линии государственной границы по водной ак­ватории оба государства вправе осуществлять деятельность по добыче водных биоресурсов на всей акватории Азовского моря и Керчен­ского залива.

Порядок осуществления добычи водных биоресурсов в Азовском море ежегодно ре­гулируется решениями Российско-Украинской комиссии по вопросам рыболовства в Азовском море, созданной в соответствии с Соглашением от 14 сентября 1993 г. между Комитетом РФ по рыболовству и Госкомите­том Украины по рыбному хозяйству, рыбной промышленности, по вопросам рыболовства в Азовском море. В рамках ежегодных реше­ний Комиссии также определяется состояние запасов водных биоресурсов, устанавливаются объёмы их изъятия на очередной календарный год для каждого государства, согласовывается порядок проведения и объёмы научно-иссле­довательских работ, порядок осуществления контроля за изъятием водных биоресурсов со стороны уполномоченных органов государств.

Национальное законодательство России и Украины в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов имеет очень большие раз­личия. Поэтому решение Комиссии является, по сути дела, единственным инструментом России для установления паритетных с Укра­иной условий эксплуатации запасов водных биоресурсов в Азовском море. При этом наци­ональное законодательство Украины в области рыболовства создает условия, при которых украинские рыбодобывающие организации изначально оказываются в значительно более выгодных условиях при ведении промысла. Необходимо отметить, что все воспроизвод­ственные предприятия, обеспечивающие ис­кусственное воспроизводство запасов ценных промысловых видов рыбы в Азовском море, расположены на территории РФ.

Тридцать четыре трансграничных водных объекта находятся на территории Брянской области. Это 16 рек, пересекающих границы Украины, и 18 - Беларуси. Соглашение о со­вместном использовании и охране трансгра­ничных водных объектов правительства Рос­сии и Украины подписали в октябре 1992 г., затем были построены свайные гидрологи­ческие посты - на реке Десна, у населенного пункта Камень Новгород-Северского района Черниговской области, и на реке Снов, у с. Забрама Климовского района Брянской области. С того же времени в пунктах контроля и на ги­дрологических постах проводятся совместные отборы проб поверхностных и подземных вод для определения гидрохимических и радиоло­гических показателей. Под контролем нахо­дятся рр. Десна, Снов, Судость, Сейм, Знамен­ка, Бобрик и др. Ежегодно происходит обмен данными о состоянии использования водных объектов в бассейне р. Днепр (бассейн р. Дес­на) между Днепровским, Деснянским БУВР и отделом водных ресурсов Московско-Окского БВУ по Брянской области.

27-28 ноября 2013 г. в г. Москве проходи­ло совещание заместителей Уполномоченных Кабинета министров Украины и Правительства РФ по бассейну р. Днепр. На заседании были рассмотрены вопросы о ходе выполнения ре­шений 19 совещания Уполномоченных сторон; подготовке и пропуске летне-осенних паводков 2013 г.; оценке качества трансграничных вод и мероприятиях по его улучшению; проведении практических семинаров между работниками лабораторных служб Российской Федерации и Украины по бассейну р. Днепр; выполнении водоохранных мероприятий на трансгранич­ных реках; реализации «Плана мероприятий по восстановлению и охране трансграничных водных объектов бассейна р. Десна на терри­тории Черниговской и Брянской областей на 2012-2014 годы» за 2013 г. По итогам встречи было предложено продолжить гидрохимиче­ский контроль в трансграничных створах вод­ных объектов и осуществление регулярного об­мена гидрохимической информацией о состоя­нии качества с использованием программного комплекса «Система межгосударственного об­мена данными состояния и использования вод­ных объектов»; продолжить работу по инфор­мированию пограничных служб Российской Федерации и Украины о проведении совмест­ных отборов проб воды на гидрохимический анализ в утвержденных створах в рамках вы­полнения межправительственного Соглашения о совместном использовании и охране транс­граничных водных объектов и утвержденных программ контроля качества воды в погранич­ных створах трансграничных водных объектов; одобрить практику проведения семинаров для специалистов аналитических служб Россий­ской Федерации и Украины по бассейну р. Дне­пр; руководителям рабочих групп организовать проведение практического семинара между работниками лабораторных служб Российской Федерации и Украины по бассейну р. Днепр в сроки, предусмотренные графиком. Заседание проходило в духе конструктивного сотрудниче­ства, дружбы и взаимопонимания.

   

Российско-Абхазское сотрудничество

В соответствии с Соглашением между Пра­вительством России и Правительством Рес­публики Абхазия о сотрудничестве в области охраны и рационального использования транс­граничных водных объектов (распоряжение Правительства РФ от 08.06.2011 г. № 981-р) была создана Межгосударственная комиссия.

17-18 октября 2013 г. в г. Сочи состоялось 1 заседание Совместной Российско-Абхазской комиссии по охране и рациональному исполь­зованию трансграничных водных объектов. В ходе заседания было утверждено Положение о Совместной Российско-Абхазской комиссии по охране и рациональному использованию трансграничных водных объектов; принято решение о создании рабочих групп Комис­сии по мониторингу трансграничных водных объектов и по управлению водными ресурса­ми трансграничных водных объектов, а также утверждены планы их работ на межсессион­ный период (между I и IIзаседаниями Комис­сии). Следующее заседание Комиссии пройдет в г. Сухуме на территории Республики Абхазия в IV кв. 2014 г.

   

Российско-Азербайджанское сотрудничество

Взаимодействие с Азербайджаном в тече­ние длительного времени осуществлялось в условиях отсутствия договорной базы, регу­лирующей вопросы двусторонних отношений в области совместного использования и охра­ны трансграничных вод. Долгое время под­писание предложенного российской стороной соглашения о паритетном делении водных ре­сурсов блокировалось Азербайджаном. Лишь после принятия решения о строительстве на р. Самур собственных инженерных водозабо­ров для Дагестана 3 сентября 2010 г. было под­писано Соглашение между Правительством России и Правительством Азербайджана о рациональном использовании и охране трансгра­ничной реки Самур.

6 июня 2013 г. в г. Кусары (Азербайджан­ская Респ.) прошло IV заседание Совместной Российско-Азербайджанской комиссии по рас­пределению водных ресурсов трансграничной реки Самур. В ходе состоявшегося заседания Стороны обсудили вопросы, касающиеся соз­дания гидрологического поста в начале погра­ничного участка трансграничной реки Самур и оценки влияния подземных водозаборов на уровень грунтовых вод. По предложению Рос­сийской стороны, Vзаседание Комиссии наме­чено провести в IV кв. 2013 г. на территории Российской Федерации. По итогам заседания был подписан итоговый Протокол. Заседание прошло в дружественной и конструктивной ат­мосфере.

5 декабря 2013 г. в с. Магарамкент (Респ. Дагестан) состоялось Vзаседание Совместной Российско-Азербайджанской комиссии по рас­пределению водных ресурсов трансграничной реки Самур. В соответствии с повесткой дня заседания Стороны обсудили вопросы, касаю­щиеся обмена информацией между Сторона­ми об объемах вододеления и экологического попуска на Самурском гидроузле, создания системы постов гидрологических наблюдений на пограничном участке трансграничной реки Самур, обменялись информацией о результа­тах мониторинга подземных вод и оценке воз­можного влияния подземных водозаборов на сток трансграничной реки Самур. Комиссия утвердила План работы Совместной рабочей группы по оперативному вододелению и мони­торингу водных ресурсов на межсессионный период (между Vи VIзаседаниями Комиссии). По предложению Азербайджанской стороны, VIзаседание Комиссии намечено провести во II кв. 2014 г. на территории Азербайджанской Республики. По итогам заседания был подпи­сан итоговый Протокол. Заседание прошло в дружественной и конструктивной атмосфере.

   

Российско-Казахстанское сотрудничество

Россия и Казахстан имеют не только одну из самых протяженных границ в мире, но и множество общих водотоков, которые приоб­рели статус международных в связи с распа­дом Союза. Совместное использование транс­граничных рек предполагает поиск компро­миссов в решении многих сложных проблем, что отвечает интересам государств и способ­ствует налаживанию конструктивного диалога в рациональном потреблении, охране и управ­лении водными ресурсами.

В последние десятилетия накопился целый комплекс экологических проблем, в частности в бассейне р. Урал - уникального природно­го объекта, водной артерии особого государ­ственного значения не только для маловодно­го Казахстана, но и для России. Акватория и пойма реки, общая протяженность которой со­ставляет 2 428 км, - национальное богатство и основа жизнедеятельности населения обшир­ного географического региона двух гранича­щих государств. Кроме того, это единственное природное нерестилище осетровых рыб Кас­пийского бассейна. В последние годы общая экологическая ситуация вокруг Урала претер­пела существенные изменения не в лучшую сторону: уровень содержания шестивалентно­го хрома в р. Илек (приток Урала) в отдельные периоды значительно превышает предельно допустимую концентрацию, не снижается объ­ем промышленных стоков крупных предприя­тий - загрязнителей из России и Казахстана, увеличиваются темпы заиливания русла реки. В связи с этим сегодня требуются системные дноочистительные и берегоукрепительные ра­боты, очистка русла от завалов, принятие кардинальных мер по восстановлению популяции уральско-каспийских осетровых пород рыб, которая, по данным российских ученых, за последние три десятилетия сократилась более чем в 30 раз!

Еще одна актуальная проблема для Казах­стана - зарегулированность речного стока в верхней части бассейна Урала крупными во­дохранилищами - Верхнеуральским, Магни­тогорским, Ириклинским и Верхнекумакским, распашка целинных и залежных земель, вы­рубка пойменных и водораздельных лесов, хо­зяйственная деятельность предприятий черной и цветной металлургии, истощение водных биоресурсов - все это оказывает сильнейшее воздействие на речной бассейн, превращая его в безжизненную территорию, не оставляя надежды на возрождение. Антропогенное воз­действие на р. Урал происходит со стороны Оренбургского и Карачаганакского газопро­мышленных комплексов, а также предприятий по добыче и переработке углеводородного сы­рья.

Самым крупным левобережным притоком р. Урал является трансграничная р. Илек, про­текающая по Актюбинской области Казахстана и Оренбургской области России. Если р. Урал переносит негативные экологические послед­ствия хозяйственной деятельности человека из России в Казахстан, то трансграничный перенос вредных веществ с территории Ка­захстана в Россию осуществляется благодаря р. Илек, воды которой несут в Оренбургскую область загрязнения тяжелыми металлами в огромных количествах. В этой реке содержат­ся такие опасные элементы, как бор и хром, что делает ее непригодной для использования жителями городов и сел, расположенных ниже по течению. Уровень содержания в воде хро­ма в отдельные периоды превышает ПДК в 7 раз. Источником загрязнения воды бором счи­таются бесхозные объекты, оставшиеся после бывшего Актюбинского химзавода им. С. Ки­рова. Наиболее опасными являются бывшие шламонакопители, построенные без противо-фильтрационного экрана, что привело к об­ширному загрязнению бором подземных вод и реки Илек. Кроме того, в реку периодически сбрасываются недоочищенные сточные воды в объеме до 10,0 млн куб. м г. Актобе, где в неу­довлетворительном состоянии находится ком­плекс очистных сооружений АО «Акбулак».

Основой договорно-правовой базы, ре­гламентирующей Российско-Казахстанское сотрудничество по вопросам трансгранич­ных вод, является Соглашение между Прави­тельством РФ и Правительством Казахстана о совместном использовании и охране транс­граничных водных объектов, заключенное 27.08.1992 г. В соответствии с Российско-Ка­захстанским соглашением от 1992 г. Совмест­ная комиссия решает вопросы регулирования использования водных ресурсов в вододефи­цитных бассейнах рек Урал, Ишим, Тобол, Ир­тыш, организации мониторинга качества вод, противопаводковых и водоохранных меропри­ятий. В связи с тем, что все трансграничные реки в этом регионе зарегулированы водохра­нилищами, большое значение придается разра­ботке и уточнению их водохозяйственных ба­лансов, корректировке правил использования водных ресурсов, вопросам регулирования попусков из водохранилищ. Созданная в рамках реализации Соглашения комиссия постоянное внимание уделяет вопросам распределения во­дных ресурсов рек Малый и Большой Узени между Саратовской областью и Западно-Ка­захстанской областью Казахстана. С этой це­лью создана специальная рабочая группа.

Нижне-Волжское БВУ регулярно прини­мает участие в заседаниях Российско-Казах­станской комиссии. Понимая исключительную значимость бесконфликтного использования трансграничных вод, сохранения их чистоты в условиях возрастающей антропогенной на­грузки, приводящей к существенному изме­нению гидрологического и гидрохимического режима, Нижне-Волжское БВУ активно уча­ствует в подготовке материалов по охране и использованию трансграничных водных объ­ектов.

24-25 июля 2013 г. в г. Атырау состоялось III (XXI) заседание Казахстанско-Российской Совместной комиссии по использованию и охране трансграничных рек (далее - Комис­сия). Сотрудничество между двумя странами осуществляется по 7 трансграничным рекам - Урал, Иртыш, Ишим, Тобол, Кигач, Боль­шой и Малый Узень. Было отмечено, что меж­ду двумя государствами нет принципиальных вопросов по бассейнам трансграничных рек и сотрудничество ведется успешно в рамках до­говорно-правовой базы. Необходимо продол­жить проведение согласованной политики по вопросам совместного управления, использо­вания и охраны трансграничных водных объ­ектов в интересах обеих стран. Стороны обсу­дили ряд вопросов - попуск весеннего половодья, наполнения водохранилищ, водообеспече­ние населения и отраслей экономики, а также проведение водоохранных мероприятий, на­правленных на улучшение состояния водных ресурсов. Члены Комиссии также рассмотрели вопросы разработки совместных планов дей­ствий по предотвращению чрезвычайных си­туаций на трансграничных водных объектах и тарифообразования на услуги подачи воды, строительства водохранилищ на р.Большой и Малый Узень, вододеления р. Кигач. Участ­ники встречи утвердили планы работ рабочих групп на текущий год. По итогам заседания Комиссии подписан протокол.

Неудовлетворительное состояние многих трансграничных объектов свидетельствует о необходимости реформирования механизма управления общими водотоками. Причем, как показывает анализ приведенных данных, ло­кальные усилия по оздоровлению водотоков хотя и дорогостоящи, но малоэффективны. Требует доработки и правовой режим эксплу­атации международных рек, который должен учитывать принципы международного права, а также основания здравого смысла: взаимная выгода при совместном использовании водотока, запрещение нанесения ущерба при­брежным и сопредельным государствам, обя­зательность взаимных консультаций и обмена информацией, защиты и сохранения речной среды, фауны и флоры и др.

В настоящее время создана Российско-Ка­захстанская межправительственная комиссия по сохранению экосистемы р. Урала. Эксперты рекомендуют дополнить ее специальным Фон­дом спасения Урала, что даст возможность ор­ганизации единого бассейнового управления и продемонстрировать мировому сообществу инновационный пример разумного взаимовы­годного использования трансграничных рек. Необходимо также: принятие двумя государ­ствами мер по сближению нормативно-право­вой базы в сфере рационального использова­ния и охраны трансграничных водных ресур­сов; разработка и принятие основных принци­пов распределения воды с учетом водообеспе­ченности обоих государств, состояния водного хозяйства, гидрологического режима стока, приоритетного водопользования; финансиро­вание совместных водохозяйственных меро­приятий (особенно в части расчистки русла реки от завалов); разработка и внедрение це­левой и скоординированной госпрограммы по решению проблем р. Урал, как в России, так и в Казахстане; развитие единой сети ООПТ - принятие нормативно-правового акта об установлении особо охраняемой природной тер­ритории вдоль берегов р. Урал на территории России и Казахстана; формирование современ­ной системы управления водными ресурсами на основе реализации бассейнового принципа.

   

Российско-Монгольское сотрудничество

Российско-Монгольское сотрудничество строится в области охраны и рационального использования трансграничных вод на прин­ципах и нормах международного права, ос­новываясь на соответствующих положениях Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федера­цией и Монголией от 20 января 1993 г. и Со­глашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии по охране и использованию трансграничных вод (Улан-Батор, 11 февраля 1995 г.). Сотрудниче­ство Сторон в отношении охраны и использо­вания трансграничных вод осуществляется по следующим направлениям:

  • рациональное использование и охрана от загрязнения и истощения водных ресурсов трансграничных вод в целях экологически обоснованного управления водными ресурса­ми;
  • изучение водного, гидрохимического, гидробиологического и руслового режима вод­ных объектов, водных ресурсов, их качества;
  • обмен гидрологической информацией и прогнозами с целью предупреждения наводне­ний и предотвращения их негативных послед­ствий;
  • изучение и оценка, а также прогнозиро­вание состояния трансграничных вод;
  • разработка методов и технологий по предупреждению и ликвидации опасных по­следствий паводков и других негативных воздействий вод;
  • защита трансграничных вод от загрязне­ния и контроль их качества;
  • обеспечение условий естественной ми­грации рыб и других водных животных в трансграничных водах.

В целях реализации Соглашения разраба­тываются и реализуются единые бассейновые концепции охраны и использования трансгра­ничных вод; программы мониторинга состоя­ния трансграничных вод, предусматривающие единую методику наблюдений и анализов, пе­речень согласованных гидрологических ство­ров, периодичность отбора проб воды; опре­деляются межгосударственное распределе­ние водных ресурсов по конкретным водным объектам с учетом величины экологического попуска; осуществляется обмен гидрологиче­ской, гидрохимической и гидробиологической информацией; налажен обмен информацией по осуществлению водохозяйственных и водо­охранных мероприятий; проводятся совмест­ные научные исследования по проблемам ох­раны и рационального использования водных ресурсов.

В настоящий момент наработан огромный опыт межгосударственного взаимодействия двух стран в данной области, который не по­лучил должной оценки. Межгосударственное взаимодействие России и Монголии в области охраны и использования трансграничных вод приобретает международную значимость, од­ним из важнейших факторов которой являет­ся сохранение уникальной экосистемы озера Байкал, главным притоком которого является р. Селенга, берущая свое начало на террито­рии Монголии.

Во взаимоотношениях с Монголией Рос­сийская Федерация исполняет роль «мягкого лидера» с учетом экономических и политиче­ских факторов. Для России такое взаимодей­ствие с Монголией имеет не только экологиче­скую, но и политическую значимость. Испол­няя роль «мягкого лидера», она заинтересована в расширении своего политического влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кроме того, такое взаимодействие в немалой степени обе­спечивает сохранение международного статуса России как гаранта сохранения уникальной экосистемы объекта всемирного природного наследия ЮНЕСКО - озера Байкал.

Вместе с тем существует немало проблем, обусловленных несбалансированностью наци­ональных интересов двух государств в полити­ческой, экономической, экологической сферах и проявляющихся как на законодательном, так и административном уровнях и требующих своего тщательного изучения и последующего разрешения.

Поэтому возникает проблема определения и согласования национальных интересов со­временной России и Монголии, выработки со­гласованных решений по вопросам экологиче­ски обоснованного комплексного управления использованием и охраной их трансграничных водных объектов. Нерешенность этой пробле­мы усугубляется взаимосвязью и взаимоза­висимостью качества водных ресурсов озера Байкал от качества водных ресурсов трансгра­ничных водных объектов.

1-2 августа 2013 г. в г. Иркутске состоя­лось заседание Совместной Российско-Мон­гольской рабочей группы по выполнению Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии по охране и использованию трансграничных вод. В ходе заседания были обсуждены актуальные вопросы взаимодействия сторон при прохож­дении паводков в бассейне р. Селенга, состоя­ние трансграничных вод по санитарно-эпиде­миологическим и гидрохимическим показате­лям, результатах проведения мероприятий по охране поверхностных водных объектов и сни­жению антропогенного воздействия на них, о выполнении водохозяйственных мероприятий и перспективах развития водохозяйственного комплекса. Совместная рабочая группа посе­тила Иркутскую ГЭС, познакомилась с исто­рией ее создания и основными инженерными сооружениями. Состоялся обмен опытом веде­ния в системе Росводресурсов гидрохимиче­ских наблюдений за качеством воды озера Бай­кал с использованием научного лабораторного комплекса «Акватория-Байкал-2», установлен­ном на судне «Исток». По итогам заседания был подписан итоговый протокол. Заседание проходило в деловой и конструктивной атмос­фере.

   

Российско-Китайское сотрудничество

Главный трансграничный водный объект у России и Китая - р. Амур. Существуют еще и р. Сунгари, Туманган (Туманная), а также Ир­тыш, впадающий в крупнейшую сибирскую р. Обь. Его верховье - Черный Иртыш - нахо­дится на территории КНР.

Серьезной проблемой на пограничных с Китаем реках является изменение русловых процессов на значительных участках рек, спровоцированные строительством различ­ного рода гидротехнических сооружений на китайской стороне (около 510 км противопа­водковых дамб). Это сопровождается пере­формированием русла со смещением фарвате­ра реки в российскую сторону, что сопряжено с возможными территориальными потерями для России при демаркации государственной границы, а также интенсификацией процес­сов размыва российского берега. Ситуация у г. Хабаровска угрожает потерей островов Та- рабаров и Большой Уссурийский (336 кв. км), создается угроза водозабору города, разруше­нию районов застройки на левом берегу, без­опасности судоходства. Интенсивное развитие проток Пемзенской и Бешеной ведет к спрям­лению основного русла р. Амур. На совре­менном этапе суммарный сток обеих проток при меженных уровнях составляет 58% стока Амура. Дальнейшее распределение основно­го стока в протоки приведет к постепенно­му отмиранию современного русла Амура на участке между истоком протоки Пемзенской и протокой Амурской и фактическому причленению левобережного пойменного массива к ухвостью Большого Уссурийского острова, что значительно усилит позицию Китая в тер­риториальных притязаниях не только на Боль­шой Уссурийский и Тарабров острова, но и на причлененную пойму. По заданию МПР Рос­сии институтом «Ленгипроречтранс» разрабо­тано ТЭО «Инженерная защита левого берега р. Амур в районе г. Хабаровска», в котором выполнена оценка негативных последствий русловых переформирований и рассмотрены возможные варианты стабилизации русловых процессов. За основной в ТЭО принят вариант, предусматривающий устройство каменнона­бросных переливных запруд в истоках обеих проток, крепление левого берега р. Амур гор­ной массой в районе истока протоки Бешеной протяженностью 5,5 км, углубление основного русла Амура на участке 6,0 км в районе исто­ков проток.

По результатам первой национальной пе­реписи водоёмов, опубликованных китайским Министерством водного хозяйства, уже на про­тяжении 20 лет страна ежегодно теряет не ме­нее тысячи рек. На сегодняшний день в Китае зафиксировано 23 тыс. рек площадью водосбо­ра более 160 км2. 20 лет назад было 50 тыс. рек. По оценкам учёных, виной всему - политика промышленного развития за счёт чрезмерного потребления природных ресурсов.

Расширение городов в современном Китае, строительство предприятий и промышленных парков всё чаще приводит к превращению рек в мусорные свалки. Большинство проектов по резервированию воды ведутся путём перехва­та или перенаправления речных потоков. Со­оружения преграждают реке путь и губят её. ООН внесла Китай в список 13 стран с самым большим дефицитом воды. По официальным данным 40% рек страны отравлены, большин­ство из них настолько, что к воде даже опасно прикоснуться руками.

Другой водной проблемой на россий­ско-китайской границе является река Иртыш. Река зарождается в Китае, проходит там треть пути, затем преодолевает казахстанский этап и приходит на российскую территорию - впа­дает в Обь. Существует сложнейшая пробле­ма водотока Иртыша. Китай еще в 1997 г. на­чал работу по забору части водотока Иртыша для орошения своих засушливых территорий. Известно, что в Китае ведутся работы по пе­реброске части стока реки Черный Иртыш в безводные районы Синцзян-Уйгурского авто­номного района, что отрицательно сказывает­ся на водоснабжении ряда регионов Казахста­на и России, расположенных в бассейне реки Иртыш. Положение в китайской части бассей­на влияет на ситуацию Бухтарминской ГЭС, расположенной в Казахстане. В свою очередь Бухтарминское водохранилище на протяжении десятилетий было гарантом водообеспечения огромного водохозяйственного комплекса на участке от Бухтарминской ГЭС до г. Омска. Последствия прогнозируемого сокращения стока без адекватных компенсационных мер могут вызвать прекращение судоходства и необратимое ухудшение экологических условий на всём протяжении Иртыша до г. Омска. Во­дохозяйственная обстановка в бассейне р. Ир­тыш является важнейшим социально-эконо­мическим показателем, отражающим с одной стороны состояние сложного и разветвлённого водохозяйственного комплекса, а с другой сто­роны способность сопредельных стран Китая, Казахстана и России к конструктивному со­трудничеству в области водно-экономических отношений. Необходима разработка чёткой правовой основы совместного использования водных ресурсов Иртыша тремя заинтересо­ванными сторонами.

Взаимоотношения в сфере охраны и ра­ционального использования трансграничных водотоков с КНР в течение длительного пери­ода времени строились при отсутствии необ­ходимой нормативной правовой базы. Это, в свою очередь, привело к возникновению ряда проблем, связанных, в первую очередь, с несо­гласованным перераспределением китайской стороной части водных ресурсов трансгранич­ных водных объектов - рек Иртыш и Аргунь. Основные направления сотрудничества между Россией и Китаем в области водного хозяйства и охраны окружающей среды в то время были предусмотрены в следующих действующих межправительственных Соглашениях: «О со­трудничестве в области охраны окружающей среды» (1994); «О руководящих принципах совместного хозяйственного использования отдельных островов и прилегающих к ним акваторий на пограничных реках» (1997); «О создании заповедника на оз. Ханка».

Разработанная по соглашению с Китаем от 1986 г. Схема комплексного использова­ния водных ресурсов пограничных участков рек Аргунь и Амур была одобрена и принята совместной комиссией только в 2000 г. Раз­работка Схемы предполагала последующее подписание с Китаем соглашения по охране и использованию трансграничных вод. К со­жалению, до 2007 г. между Россией и Китаем отсутствовало соглашение о сотрудничестве в области охраны и рационального использова­ния трансграничных вод. Российская сторона трижды передавала китайской стороне проект данного соглашения. Однако китайская сто­рона не проявляла стремления к подписанию этого соглашения. После экологической ката­строфы, связанной с ЧС на китайском прито­ке Амура - Сунгари в ноябре 2005 г. Россия и Китай активизировали природоохранное взаимодействие. В августе 2006 г. Госсоветом КНР была принята программа, которая предус­матривает создание системы защиты р. Сунга­ри от сточных вод расположенных по ее бере­гам городов и утилизации городских отходов, борьбы с выбросами промышленных отходов и защиты источников водоснабжения городов. Итогом совместных усилий России и Китая по достижению стабилизации и последовательно­го улучшения экологического состояния транс­граничных водных объектов стало подписание 29.01.2008 г. в г. Пекине Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством КНР о рациональном исполь­зовании и охране трансграничных вод. Основ­ные направления сотрудничества, предусмо­тренные Соглашением, включают разработку единых нормативов и целевых показателей качества трансграничных вод; содействие при­менению современных технологий рациональ­ного использования и охраны трансграничных вод; информирование сторон об осуществляе­мых и планируемых мероприятиях, способных привести к значительному трансграничному воздействию, предотвращение таких воздей­ствий. Кроме того, документ предусматривает содержание в надлежащем техническом со­стоянии существующих гидротехнических и иных сооружений; проведение мероприятий по стабилизации русел рек и предотвращению их эрозии; мониторинг трансграничных вод и обмен данными о его результатах; проведение совместных научных исследований; сотрудни­чество в сфере гидрологии, предупреждения паводков на трансграничных водах и другое.

12 ноября 2008 г. Россия и Китай подписа­ли Меморандум о создании механизма взаим­ного оповещения и обмена информацией при трансграничных чрезвычайных ситуациях эко­логического характера. Стороны, в частности, договорились оперативно оповещать друг дру­га об утечках радиоактивных веществ, опас­ных химикатов, загрязнении большой площа­ди трансграничных вод или воздушного про­странства. С российской стороны этим будет заниматься Росгидромет, с китайской - Центр чрезвычайных ситуаций экологического ха­рактера и расследования инцидентов.

Созданы механизмы взаимных посеще­ний экспертами, водохозяйственных объектов, представляющих интересы и для России, и со­ответственно для Китая. Это проведение Со­вместного Российско-Китайского мониторин­га качества трансграничных вод и совместный отбор проб, проведение ежегодных техниче­ских конференций-семинаров (что тоже очень важно в целях формирования рекомендаций по вопросам методического и лабораторно­го сопровождения совместного мониторинга качества трансграничных вод). Первый такой технический семинар при содействии специа­листов Росгидромета был проведен в г. Обнинске в октябре 2012 г.

23-25 января 2013 г. состоялась 11 сессия Совместной Российско-Китайской комиссии по границе, которая прошла в г. Пекин (КНР). В процессе переговоров Стороны высоко оцени­ли сотрудничество двух стран в сфере охраны и рационального использования трансграничных вод в 2012 г., договорились способствовать ре­ализации решений, принимаемых Совместной Российско-Китайской комиссией по рациональ­ному использованию и охране трансграничных вод, а также оказывать содействие дальнейше­му укреплению контактов и координации меж­ду уполномоченными органами двух стран в целях надлежащего и своевременного решения возникающих вопросов. Заседание прошло в деловой, дружественной атмосфере.

18-20 июня 2013 г. в г. Иркутске состоя­лось VII заседание Рабочей группы по мони­торингу качества вод трансграничных водных объектов и их охране Подкомиссии по сотруд­ничеству в области охраны окружающей сре­ды Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая. В ходе засе­дания Рабочая группа подвела итоги своей де­ятельности за 2012 год, рассмотрела и одобри­ла отчет о Совместном Российско-Китайском мониторинге качества вод трансграничных водных объектов, оценку данных Совместного Российско-Китайского мониторинга качества вод трансграничных водных объектов в 2012 г. программу мероприятий по осуществлению Совместного Российско-Китайского монито­ринга качества вод трансграничных водных объектов в 2013 г. Рабочая группа также об­судила программу и содержание технической конференции (семинара) по вопросам мето­дического и лабораторного обеспечения Со­вместного Российско-Китайского мониторин­га качества трансграничных вод, проведение которого в 2013 г. запланировано на террито­рии КНР. Заседание Рабочей группы проходи­ло в дружественной и деловой атмосфере.

4-6 сентября 2013 г. в г. Пекине (КНР) про­шло VIII заседание Подкомиссии по сотрудни­честву в области охраны окружающей среды Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая. В ходе за­седания были подведены итоги деятельности Подкомиссии за 2012 г., рассмотрены и приня­ты планы на 2013 г. Стороны проинформиро­вали друг друга о шагах, предпринятых пра­вительствами двух стран за прошедший год в области охраны окружающей среды в пригра­ничных районах. Подкомиссия рассмотрела и одобрила Заключение об оценке данных Со­вместного Российско-Китайского мониторин­га качества вод трансграничных водных объ­ектов в 2012 г. и Программу мероприятий по осуществлению Совместного Российско-Ки­тайского мониторинга качества вод трансгра­ничных водных объектов в 2013 г. Также была высоко оценена эффективность технических конференций (семинаров) по вопросам ме­тодического и лабораторного обеспечения Совместного Российско-Китайского монито­ринга качества вод трансграничных водных объектов и взаимных посещений российскими и китайскими специалистами станций мони­торинга окружающей среды и аналитических лабораторий. Заседание Подкомиссии прошло в дружественной и деловой атмосфере.

26-28 сентября 2013 г. в г. Харбине состо­ялась Техническая конференция по вопросам методического и лабораторного обеспечения Совместного Российско-Китайского монито­ринга качества вод трансграничных водных объектов. На конференции были заслушаны 14 докладов российских и китайских специа­листов. Были обсуждены вопросы сопостав­ления методик определения фосфатов и ртути, возможности использования методов твердо­фазного концентрирования на месте отбора проб при определении среднелетучих органи­ческих соединений, предложения по оценке результатов анализа шифрованных проб, возможности применения лабораториями стран методик с идентичным порогом обнаружения загрязняющих веществ. Во время проведения технической конференции российская сторона посетила лабораторию г. Харбин. В ходе визита российская делегация познакомилась с техно­логическим лабораторным оборудованием, ис­пользуемым при осуществлении мониторинга окружающей среды в КНР. Выработанные кон­ференцией рекомендации будут рассмотрены Рабочей группой по мониторингу качества и охране трансграничных вод Совместной Рос­сийско-Китайской комиссии по рационально­му использованию и охране трансграничных вод. Мероприятия прошли в дружественной и деловой атмосфере.

29-30 сентября 2013 г. в г. Харбине (КНР) состоялось IV заседание Рабочей группы по мониторингу качества и охране трансгранич­ных вод Совместной Российско-Китайской ко­миссии по рациональному использованию и охране трансграничных вод. В ходе заседания Рабочая группа подвела итоги своей деятельно­сти за отчетный период, рассмотрела и одобри­ла Заключение об оценке данных Совместного Российско-Китайского мониторинга качества вод трансграничных водных объектов в 2012 г. и Программу мероприятий по осуществлению Совместного Российско-Китайского монито­ринга качества вод трансграничных водных объектов в 2013 г., подготовленные Совмест­ной координационной комиссией и Совместной рабочей группой экспертов по вопросам Сов­местного Российско-Китайского мониторинга качества вод трансграничных водных объектов, обсудила планы своей работы на предстоящий период. На заседании были также рассмотрены и одобрены рекомендации технической конференции (семинара) по вопросам методического и лабораторного сопровождения Совместного Российско-Китайского мониторинга качества трансграничных вод, состоявшейся в г. Харби­не в период с 26 по 28 сентября 2013 г. Заседа­ние Рабочей группы, прошло в дружественной и деловой атмосфере.

30 октября - 1 ноября 2013 г. в г. Иркутске прошло IVзаседание Рабочей группы по управ­лению водными ресурсами Совместной Рос­сийско-Китайской комиссии по рациональному использованию и охране трансграничных вод. В ходе заседания Стороны: обменялись мне­ниями о проведенных взаимных посещениях трансграничных водных объектов и о влиянии реализуемых проектов на трансграничные во­дные объекты; высоко оценили сотрудничество Сторон по обмену оперативной информацией о паводковой обстановке в бассейне р. Амур и режимах работы гидроузлов в период прохож­дения паводка; приняли решение продолжить работу по формированию и осуществлению планов гидрологического мониторинга транс­граничных водных объектов.

12-14 декабря 2013 г. в г. Санья (КНР) со­стоялось IX заседание Совместной координаци­онной комиссии и Совместной рабочей группы экспертов, созданных в целях реализации Ме­морандума о взаимопонимании между Мини­стерством природных ресурсов и экологии Рос­сийской Федерации и Государственной главной администрацией по охране окружающей среды КНР по вопросам совместного мониторинга ка­чества вод трансграничных водных объектов, подписанного в Пекине 21 февраля 2006 г. В ходе состоявшегося заседания были рассмотре­ны итоги Совместного Российско-Китайского мониторинга качества вод трансграничных во­дных объектов в 2013 г. и принята Программа мероприятий по осуществлению Совместного Российско-Китайского мониторинга качества вод трансграничных объектов в 2014 г. Комис­сия приняла разработанный План реализации рекомендаций технической конференции (се­минара) по вопросам методического и лабо­раторного обеспечения Совместного Россий­ско-Китайского мониторинга качества транс­граничных вод, состоявшегося в октябре 2013 г. в г. Харбине КНР. Обсужден и принят перечень вопросов, которые должны быть рассмотрены в ходе очередной технической конференции.