В отчетном году во исполнение Указа Пре­зидента Российской Федерации от 21.05.20l2 г. №639 были сформированы федеральные орга­ны исполнительной власти, в том числе органы природно-ресурсного и природоохранного бло­ков, обеспечивающие в пределах установлен­ной компетенции формирование государствен­ной политики и нормативно-правовое регули­рование в сфере изучения, использования, вос­производства и охраны природных ресурсов, включая водные объекты.

При рассмотрении организационной систе­мы управления водными ресурсами необходи­мо иметь в виду систематически происходящие реорганизационные мероприятия, связанные с поиском оптимальной управленческой структу­ры федеральных органов в современных соци­ально-экономических условиях хозяйствования (табл. 6.6).

Таблица 6.6. Органы исполнительной власти и местного самоуправления в управлении водным фондом России

Министерства и ведомства Подведомственные службы и агентства Полномочия, сведения
1. Федеральный уровень
Минприроды России Полномочия по выработке государственной политики и норматив­но-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая водные объекты, в сфере эксплуатации и обеспечения безопасности водо­хранилищ, водохозяйственных систем комплексного назначения и гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидро­технических сооружений), мониторинга водных объектов, а также по выработке и реализации государственной политики и норматив­но-правовому регулированию в сфере их охраны
Росводресурсы Оказание государственных услуг, управление государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере водных ресурсов; обеспечение в пределах своей компетенции ме­роприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов, предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод; предоставление права пользования водными объектами, находящимися в федеральной собственности; эксплу­атация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Агентства, обеспечение их безопасности; разработка в установленном порядке схем комплексного исполь­зования и охраны водных ресурсов, водохозяйственных балансов и составление прогнозов состояния водных ресурсов и перспек­тивного использования и охраны водных объектов; обеспечение разработки и осуществления противопаводковых мероприятий, мероприятий по проектированию и установлению водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, предот­вращению загрязнения вод; оказание государственных услуг по предоставлению информации, связанной с состоянием и исполь­зованием водных объектов, находящихся в федеральной собствен­ности; ведение государственного реестра договоров пользования водными объектами, государственного водного кадастра и Россий­ского регистра гидротехнических сооружений, осуществление государственного мониторинга водных объектов, государственного учета поверхностных и подземных вод и их использования
Росгидромет Осуществляет в пределах своей компетенции государственный учет поверхностных вод и ведение государственного водного рее­стра (кадастра) в части поверхностных водных объектов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружа­ющей среды, ее загрязнении; государственный мониторинг водных объектов в части поверхностных водных объектов, мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал (в пределах сво­ей компетенции) ; государственный мониторинг континентального шельфа в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации(в пределах своей компетенции)
Росприроднадзор Сведения об особо охраняемых водных объектах федерального значения, о водных объектах, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий федерального значения, и ре­жимах использования водоохранных зон водных объектов
Роснедра Сведения о подземных водных объектах, в том числе об их исполь­зовании, водопотреблении и водоотведении
Минсельхоз России Сведения об использовании водных объектов для нужд сельского хозяйства, в том числе в целях водопотребления и водоотведения, а также о государственных мелиоративных системах и об отнесен­ных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружениях на водных объектах
Росрыболовство Сведения о водных объектах рыбохозяйственного значения
Минрегион России Сведения о разработке и реализации программ по водоснабжению и водоотведению, в том числе государственной программы «Чистая вода», а также сопряженная (сопутствующая информация)
Росстрой Является федеральным органом исполнительной власти, осу­ществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства
Минздравсоцразвитие

России

Роспотребнадзор Сведения о санитарно-эпидемиологической обстановке на водных объектах
МЧС Рос­сии Чрезвычайные ситуации на водных объектах, ликвидация послед­ствий вредного воздействия вод
Минтранс России Росморречфлот Сведения о пользовании акваториями водных объектов и берего­вой полосой внутренних водных путей Российской Федерации
Ространснадзор Сведения о поднадзорных гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах
МИД России Трансграничные водные объекты, международные соглашения в сфере использования и охраны мирового океана, морей и др. международных и трансграничных водных объектов, координация выполнения Российской Федерацией международных обязательств
Минфин России Согласование и финансирование мероприятий использования и охраны объектов водного фонда
Минэкономразвития России Участие в разработке, согласование федеральных целевых про­грамм использования и охраны водного фонда идр.
Росреестр Сведения о документации, на основании которых возникает право собственности на водные объекты, гидротехнические и иные со­оружения, расположенные на водных объектах; о землях водного фонда, заболоченных землях
Ростехнадзор Сведения о поднадзорных гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах, а также об объектах, оказы­вающих негативное воздействие на водные объекты, в том числе осуществляющих сбросы загрязняющих веществ
Минвостокразвития России Координирует деятельность по реализации государственных про­грамм и федеральных целевых программ, в том числе долгосроч­ных, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации и др.
2. Региональный уровень
Субъекты РФ Владение, пользование, распоряжение водными объектами, на­ходящимися в собственности субъектов Российской Федерации; установление ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, порядка расчета и взимания такой платы; участие в деятельности бассейновых советов; разработка, утверждение и реализация программ субъектов Российской Федерации по использованию и охра­не водных объектов или их частей, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации; резервирование источников питьевого водоснабжения; осуществление регионального госу­дарственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору; утверж­дение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах; утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах; участие в организации и осуществлении госу­дарственного мониторинга водных объектов; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; утверждение перечней объек­тов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов; установ­ление перечня должностных лиц, осуществляющих региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов; осуществления переданных отдельных полномо­чий Российской Федерации в области водных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации
Местное самоуправление Владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов; установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой пла­ты; установление правил использования водных объектов общего пользования; предоставление гражданам информации об ограни­чениях водопользования на водных объектах общего пользования

   

Центральным звеном в области использо­вания и охраны водных ресурсов является Ми­нистерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Сфера деятельности Министерства, круг соответствующих задач, полномочий (обязан­ностей), прав, организации текущей работы и т.п. в 2013 г. неоднократно уточнялся и актуали­зировался, в т.ч. в связи с изменениями в зако­нодательстве страны. В частности, положение о Министерстве были внесены в соответству­ющие корректировки на основе постановле­ний Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 г №81, 03.03.2012 г №168, 02.05.2012 г №418, 30.06.2012 г №671, 04.09.2012 г №881, 03.11.2012 г №1134, 12.12.2012 г №1288.

В сфере использования и охраны водных ре­сурсов Минприроды России в 2013 г. осущест­вляло координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федерального агент­ства водных ресурсов, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства лесного хозяйства, Федеральной службы по гид­рометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по надзору в сфе­ре природопользования.

Федеральное агентство водных ресур­сов (Росводресурсы) согласно Положению об Агентстве, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 г. № 282 (с изме­нениями от 30.07.2004 г, 20.12.2006 г, 29.05.2008 г, 13.10.2008 г., 07.11.2008 г, 27.01.2009 г, 08.08.2009 г, 15.06.2010 г, 24.03.2011 г и 29.03.2011 г).

Федеральное агентство водных ресурсов в установленной сфере деятельности осущест­вляет различные полномочия, в частности:

1) организует:

1.1) территориальное перераспределение стока поверхностных вод, пополнение водных ресурсов подземных водных объектов;

1.2) осуществление мер по предотвраще­нию негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

1.3) осуществление мероприятий по охране водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Рос­сийской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспе­чения питьевого и хозяйственно-бытового во­доснабжения двух и более субъектов Россий­ской Федерации, в соответствии с перечнем та­ких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации, а также по охране мо­рей или их отдельных частей, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, осуществление мер по ликвидации послед­ствий указанных явлений;

2) осуществляет в порядке и пределах, опре­деленных федеральными законами, актами Пре­зидента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собствен­ника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настояще­го Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государ­ственным унитарным предприятиям, федераль­ным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству;

3) в установленном законодательством Рос­сийской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а так­же иные гражданско-правовые договоры на по­ставки товаров, выполнение работ, оказание ус­луг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд;

4) осуществляет функции государственного заказчика межгосударственных, федеральных це­левых, научно-технических и инновационных про­грамм и проектов в сфере деятельности Агентства;

5) осуществляет ведение:

5.1) государственного водного реестра, вклю­чая государственную регистрацию договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договору водопользования, а также прекращения договора водопользования;

5.2) Российского регистра гидротехниче­ских сооружений;

6) осуществляет:

6.1) в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, вла­дение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной соб­ственности;

6.2) разработку и реализацию в установлен­ном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов;

6.3) государственный мониторинг водных объектов и организацию его проведения;

6.4) разработку автоматизированных систем сбора, обработки, анализа, хранения и выдачи информации о состоянии водных объектов, во­дных ресурсах, режиме, качестве и использо­вании вод по Российской Федерации в целом, отдельным ее регионам, речным бассейнам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

6.5) предоставление водоемов, которые полностью расположены на территориях соот­ветствующих субъектов Российской Федера­ции и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соот­ветствии с перечнем таких водоемов, установ­ленным Правительством Российской Федера­ции, или частей таких водоемов, морей или их отдельных частей в пользование на основании договора водопользования или решений о пре­доставлении водных объектов в пользование;

6.6) гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Российской Феде­рации;

7) устанавливает режимы пропуска павод­ков, специальных попусков, наполнения и сра­ботки;

8) предоставляет в установленном порядке заинтересованному лицу сведения из государ­ственного водного реестра или в письменной форме направляет ему мотивированный отказ в предоставлении таких сведений;

9) осуществляет экономический анализ дея­тельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономи­ческие показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки фи­нансово-хозяйственной деятельности и исполь­зования имущественного комплекса;

10) осуществляет функции главного рас­порядителя и получателя средств федераль­ного бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций;

11) взаимодействует в установленном по­рядке с органами государственной власти ино­странных государств и международными орга­низациями в установленной сфере деятельно­сти;

12) а также осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установ­ленной сфере деятельности, если такие функ­ции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Рос­сийской Федерации.

Существующая структура территориальных органов Росводресурсов позволила в значитель­ной мере перенести центр подготовки принятия ключевых решений в области использования и охраны водных объектов на бассейновый уро­вень, что приближает центр принятия решений к объекту управления.

На основании Положения, Росводресурсы вправе создавать совещательные и экспертные органы для обсуждения актуальных вопросов сферы деятельности Агентства.

В настоящее время при Росводресурсах действует Экспертный совет, являющийся его постоянно действующим совещательным орга­ном, образованным в целях обеспечения эффек­тивного использования средств федерального бюджета, направляемых Агентством на реали­зацию водоохранных и водохозяйственных ме­роприятий.

Основной задачей Экспертного совета яв­ляется формирование экспертной оценки про­ектов строительства, реконструкции гидротех­нических сооружений, водоохранных и водо­хозяйственных мероприятий, предлагаемых для реализации за счет средств федерального бюджета и выработка на ее основе оптималь­ных решений о возможности бюджетного фи­нансирования, вопросов водохозяйственной деятельности, использования и охраны во­дных объектов. Другим постоянно действую­щим совещательным органом Росводресурсов является Научно-технический совет Феде­рального агентства водных ресурсов, который образован в целях формирования стратегии и приоритетных направлений совершенствова­ния научно-технического, информационного, экономического и правового обеспечения в об­ласти использования и охраны водных объек­тов. Основной задачей НТС является создание условий и выработка оптимальных решений по вопросам водохозяйственной деятельности, использования и охраны водных объектов, управления федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

Федеральное агентство по недропользо­ванию (Роснедра) является федеральным орга­ном исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования. В соответствии с Положением, утвержденным Постановле­нием Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 г. № 293 (с изменениями и уточне­ниями от 09.06.2006 г., 29.05.2008 г., 13.10.2008 г., 07.11.2008 г., 27.01.2009 г., 08.08.2009 г., 14.09.2009 г., 15.06.2010 г, 24.03.2011 г., и 04.03.2013 г) в сфере использования и охраны водных ресурсов Роснедра выполняет функции федерального органа исполнительной власти в области ис­пользования и охраны подземных вод.

В частности, Роснедра организует соответ­ствующие:

  • государственное геологическое изучение недр;
  • экспертизу проектов геологического изу­чения недр;
  • проведение в установленном порядке гео­лого-экономической и стоимостной оценки ме­сторождений полезных ископаемых и участков недр;
  • проведение в установленном порядке кон­курсов и аукционов на право пользования не­драми;
  • проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр;

Роснедра также осуществляет:

  • организационное обеспечение государ­ственной системы лицензирования пользования недрами внесение изменений в эти лицензии;
  • учет поступающих заявок на получение лицензий, информирование о них органов ис­полнительной власти соответствующих субъек­тов Российской Федерации;
  • принятие решений о предоставлении пра­ва пользования участками недр в установлен­ном законодательством Российской Федерации порядке;
  • выдачу, оформление и регистрацию ли­цензий на пользование недрами;
  • принятие, в том числе по представле­нию Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользо­вания участками недр;
  • ведение государственного кадастра место­рождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, обеспечение в установленном по­рядке постановки запасов полезных ископае­мых на государственный баланс и их списание с государственного баланса;
  • ведение государственного учета и обеспе­чение ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами;
  • а также ряд иных полномочий.

Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы или подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными ор­ганами исполнительной власти, органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправле­ния, общественными объединениями и иными организациями.

В структуре агентства вопросами исполь­зования и охраны подземных вод занимается Управление геологии нефти и газа, подземных вод и сооружений.

Территориальные органы представлены департаментами по недропользованию по фе­деральным округам и управлениями по недро­пользованию по субъектам Федерации. Госу­дарственный мониторинг состояния подзем­ных вод осуществляет Центр ГМСН ФГУ ГП «Гидроспецгеология» Роснедра.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) яв­ляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контро­лю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды. Положение о Служ­бе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. №400 (с уточнениями от 20.10.2006 г, 20.12.2006 г, 24.05.2007 г, 16.04.2008 г., 29.05.2008 г, 04.08.2008 г, 07.11.2008 г., 27.01.2009 г, 08.08.2009 г, 01.12.2009 г, 27.01.2010 г., 28.03.2010 г., 15.06.2010 г, 26.07.2010 г, 13.09.2010 г., 12.10.2010 г, 12.11.2010 г, 24.03.2011 г., 08.10.2012 г).

Росприроднадзор осуществляет функции контроля и надзора, в частности, за:

  • использованием и охраной водных объек­тов (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов);
  • соблюдением законодательства Россий­ской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природ­ных ресурсов внутренних морских вод, терри­ториального моря, в исключительной эконо­мической зоне и на континентальном шельфе;
  • исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации пе­реданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отно­шений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
  • а также ряд других функций.

Кроме того, Служба выполняет функции федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на осуществле­ние государственного регулирования в области охраны озера Байкал.

Территориальные органы - Департаменты Росприроднадзора по надзору в сфере при­родопользования в федеральных округах и управления Росприроднадзора по надзору в сфере природопользования в субъектах Феде­рации.

Федеральная служба по гидрометеоро­логии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) является федеральным орга­ном исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения, государственному надзору за про­ведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

Положение о Службе было утверждено по­становлением Правительства Российской Феде­рации от 23.07.2004 г. №372 (с уточнениями и корректировками от 05.12.2005 г., 14.12.2006 г., 29.05.2006 г., 07.11.2008 г., 27.01.2009 г., 08.08.2009 г, 15.06.2010 г., 28.01.2011 г. и 24.03.2011 г.), кон­кретно применительно к водным ресурсам и смежным аспектам Росгидромета.

Росгидромет в указанной сфере деятель­ности обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным до­говорам Российской Федерации, в том числе по Конвенции Всемирной метеорологической ор­ганизации, рамочной Конвенции ООН об изме­нении климата и Протоколу по охране окружа­ющей среды к Договору об Антарктике.

Осуществляет:

  • государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеоро­логические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации;
  • в пределах своей компетенции государ­ственный учет поверхностных вод и ведение государственного водного кадастра в части по­верхностных водных объектов в порядке, уста­новленном законодательством Российской Фе­дерации;
  • ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее за­грязнении;
  • формирование и обеспечение функциони­рования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение дея­тельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения;
  • государственный мониторинг водных объектов в части поверхностных водных объ­ектов, мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал (в пределах своей компе­тенции);
  • государственный мониторинг континен­тального шельфа в порядке, определяемом за­конодательством Российской Федерации (в пре­делах своей компетенции);
  • государственный мониторинг состояния исключительной экономической зоны Россий­ской Федерации (в пределах своей компетен­ции);
  • руководство и контроль деятельности Российской антарктической экспедиции;
  • информирование пользователей (потре­бителей) о составе предоставляемых сведений о состоянии окружающей среды, ее загрязне­нии, о формах доведения данной информации и об организациях, осуществляющих информа­ционное обеспечение пользователей (потреби­телей);
  • обеспечение функционирования на терри­тории Российской Федерации пунктов гидроме­теорологических наблюдений и системы полу­чения, сбора и распространения гидрометеоро­логической информации;
  • обеспечение выпуска экстренной инфор­мации об опасных природных явлениях, о фак­тических и прогнозируемых резких изменениях погоды, и загрязнении окружающей среды, ко­торые могут угрожать жизни и здоровью насе­ления и наносить ущерб окружающей среде;
  • обеспечение органов государственной власти, Вооруженных Сил Российской Федера­ции, а также населения информацией о факти­ческом и прогнозируемом состоянии окружаю­щей среды, ее загрязнении;
  • организацию и обеспечение выполнения работ федерального назначения в области гид­рометеорологии и смежных с ней областях;
  • организацию и проведение работ по ак­тивному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы (защита сельскохозяйственных растений от градобития, регулирование осадков, рассеивание туманов);
  • и ряд иных функций и полномочий.

Росгидромет осуществляет свою деятель­ность непосредственно и через свои террито­риальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной вла­сти, органами исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединени­ями и иными организациями.

Территориальные органы: межрегиональ­ные территориальные органы управления (УГМС); ГУ Управления и Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ГУ УГМС, ЦГМС).

Федеральная служба по экологическо­му, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным орга­ном исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере без­опасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических соору­жений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного само­управления), а также функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Положение о Службе было утверждено по­становлением Правительства Российской Феде­рации от 30.07.2004 г. №401 (с изменениями и уточнениями от 21.01, 29.05 и 14.12.2006 г; 29.05 и 07.11.2008 г; 27.01, 08.08 и 01.12.2009 г; 20.02, 15.06 и 13.09.2010 г; 28.01, 24.03, 06.10 и 5.12.2011 г; 07.07 и 11.10.2012 г; 20.03 и 02.11.2013 г).

Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением собственниками гидро­технических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности ги­дротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полно­мочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления).

Кроме того, эта Служба в пределах своей компетенции определяет порядок формирова­ния и регламент работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений, а также реализует ряд других пол­номочий.

Территориальные органы - межрегио­нальные управления в федеральных округах и территориальные управления Федеральной службы по экологическому, технологическо­му и атомному надзору в федеральных окру­гах. Большинство управлений распространяют свою юрисдикцию на несколько субъектов Фе­дерации.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) находится в ве­дении Минздравсоцразвития России и является уполномоченным федеральным органом испол­нительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потре­бительского рынка.

Положение о Службе, утвержден­ое постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322 (в редакции постановления от 21.05.2013 г. № 428 и др.) предусматривает, Роспотребнадзор в рассматриваемой сфере:

1) осуществляет надзор и контроль за ис­полнением обязательных требований законо­дательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потре­бителей и в области потребительского рынка, в том числе:

1.1) федеральный государственный сани­тарно-эпидемиологический надзор за соблюде­нием санитарного законодательства;

1.2) федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регу­лирующих отношения в области защиты прав потребителей;

1.3) федеральный государственный надзор за соблюдением правил продажи, отдельных предусмотренных законодательством Россий­ской Федерации видов товаров;

1.4) санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную гра­ницу Российской Федерации;

2) осуществляет в соответствии с законода­тельством Российской Федерации лицензиро­вание отдельных видов деятельности, отнесен­ных к компетенции Службы;

3) осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лица­ми и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и ин­дивидуальными предпринимателями, осущест­вляющими деятельность на территориях, под­лежащих обслуживанию Федеральным меди­ко-биологическим агентством;

4) устанавливает критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды;

5)устанавливает перечень показателей, по которым осуществляется производствен­ный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты от­бора проб воды;

6) регистрирует:

6.1) впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, био­логические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);

6.2) отдельные виды продукции, представ­ляющие потенциальную опасность для челове­ка (кроме лекарственных средств);

6.3) отдельные виды продукции, в том чис­ле пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;

6.4) товары в случае, если они включены в раздел II Единого перечня товаров, подлежа­щих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможен­ной территории Таможенного союза, а также в случаях, предусмотренных техническими ре­гламентами Таможенного союза;

7) устанавливает причины и выявляет усло­вия возникновения и распространения инфек­ционных заболеваний и массовых неинфекци­онных заболеваний (отравлений);

8) информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государ­ственной власти субъектов Российской Федера­ции, органы местного самоуправления и насе­ление о санитарно-эпидемиологической обста­новке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

9) готовит предложения о введении и об отме­не на территории Российской Федерации, субъек­тов Российской Федерации ограничительных ме­роприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

10) организует в установленном порядке ве­дение социально-гигиенического мониторинга;

11) организует деятельность системы госу­дарственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;

12) осуществляет разработку и утвержде­ние государственных санитарно-эпидемиоло­гических правил и гигиенических нормативов, а также разработку обязательных требований в сфере защиты прав потребителей;

13) вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нор­мативных правовых актов Президента Россий­ской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения;

14) осуществляет в установленном поряд­ке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потреби­телей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу;

15) осуществляет иные функции и полно­мочия в рассматриваемой сфере деятельности.

В структуре службы: Управление защиты прав потребителей, занимающееся вопросами организации защиты прав потребителей в сфе­ре жилищно-коммунального хозяйства, оказа­ния бытовых услуг; Управление санитарного надзора, занимающееся вопросами коммуналь­ной гигиены и другие подразделения.

Территориальные органы представлены управлениями Роспотребнадзора по субъектам Федерации и территориальными отделами на уровне районов.

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) находится в ведении Мин­сельхоза России и является федеральным орга­ном исполнительной власти, осуществляющим различные функции.

Положение об этом Агентстве утвержде­но постановлением Правительства страны от 11.06.2008 г. № 444 (с изменениями и уточне­ниями от 13.10.2008 г, 7.11.2008 г, 27.01.2009 г, 15.06.2010 г., 26.07.2010 г, 2.08.2010 г., 24.03.2011 г, 14.11.2011 г, 14.11.2011 г, 30.06.2012 г, 27.07.2012 г и 5.06.2013 г).

Росрыболовство в соответствие со своими полномочиями осуществляет в сфере, связан­ной с водными ресурсами/водными объектами:

  • разработку и представление на государ­ственную экологическую экспертизу предложе­ний об общих допустимых уловах водных био­логических ресурсов;
  • государственный мониторинг водных биологических ресурсов, включая наблюдение за распределением, численностью, качеством, воспроизводством водных биологических ре­сурсов, за средой их обитания, за рыболовством и сохранением водных биологических ресур­сов, а также обеспечение функционирования отраслевой системы мониторинга;
  • определение ежегодно общих допусти­мых уловов водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Рос­сийской Федерации, а также в территориальном море Российской Федерации, на континенталь­ном шельфе и в исключительной экономиче­ской зоне Российской Федерации, Азовском и Каспийском морях (далее - общие допустимые уловы водных биологических ресурсов);
  • распределение общих допустимых уловов водных биологических ресурсов, а также квот добычи (вылова) водных биологических ресур­сов, предоставленных Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, применительно к ви­дам квот;
  • оформление, выдачу, регистрацию разре­шений на добычу (вылов) водных биологиче­ских ресурсов и внесение изменений в такие разрешения, а также приостановление действия разрешений на добычу (вылов) водных биоло­гических ресурсов или аннулирование таких разрешений до истечения установленного сро­ка их действия;
  • заключение с пользователями водными биологическими ресурсами договоров о закре­плении за ними долей в общем объеме квот;
  • согласование перечня рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории вну­тренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федера­ции, и территориального моря Российской Феде­рации, утверждаемого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • заключение договоров об искусственном воспроизводстве водных биологических ре­сурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения;
  • согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых тех­нологических процессов, оказывающих влия­ние на состояние водных биологических ресур­сов и среду их обитания;
  • определение категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресур­сов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства;
  • обеспечение выполнения международ­ных договоров Российской Федерации в об­ласти рыболовства, рыбного хозяйства и тор­гового мореплавания (в части, касающейся промысла водных биологических ресурсов), в том числе подготовка предложений, касаю­щихся позиции Российской Федерации по во­просам добычи (вылова) водных биологиче­ских ресурсов для иностранных государств, а также выполнения обязательств, вытекающих из членства Российской Федерации в международных организациях;
  • охрану на внутренних водных объектах анадромных и катадромных видов рыб, транс­граничных видов рыб и других водных био­логических ресурсов в соответствии с переч­нем таких водных биологических ресурсов, утвержденным в установленном законодатель­ством Российской Федерации порядке, за ис­ключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесен­ных в Красную книгу Российской Федерации;
  • подготовку предложений для включения в федеральные целевые программы, разработ­ку ведомственных и иных программ в установ­ленной сфере деятельности Агентства;
  • формирование и использование федераль­ных информационных ресурсов в установлен­ной сфере деятельности Агентства, в том числе в части, касающейся судов рыбопромыслового флота;
  • ведение государственного рыбохозяй­ственного реестра;
  • приостановление рыболовства в случаях, предусмотренных законодательством Россий­ской Федерации;
  • федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключе­нием водных биологических ресурсов, находя­щихся на особо охраняемых природных терри­ториях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
  • государственный надзор за торговым мо­реплаванием в части обеспечения безопасно­сти плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыбо­ловства;
  • разработку предложений по проектам правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе по проектам правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регла­мента и осуществления оценки соответствия, с использованием документов в области стандар­тизации в установленной сфере деятельности;

Росрыболовство имеет также право прини­мать решения о принудительном прекращении права на добычу (вылов) водных биологиче­ских ресурсов, отнесенных к объектам рыбо­ловства, в случаях, предусмотренных законода­тельством Российской Федерации, и др.

Агентство осуществляет также ряд других функций и полномочий в рассматриваемой сфе­ре деятельности.

Вопросами изучения, сохранения, воспро­изводства водных биологических ресурсов и среды их обитания в структуре агентства зани­мается Управление контроля, надзора и рыбо­охраны, Управление аквакультуры и иные под­разделения Агентства.

Территориальные органы Росрыболовства представлены территориальными управления­ми, за каждым из которых закреплена террито­рия нескольких субъектов Федерации.

Министерство сельского хозяйства Рос­сийской Федерации (Минсельхоз России) яв­ляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выра­ботке государственной политики и норматив­но-правовому регулированию, оказанию госу­дарственных услуг в сфере мелиорации земель. Положение о Министерстве утверждено постановлением Правительства Российской Феде­рации от 12.06.2008 г. № 450 (с уточнениями и корректировками от 06.08.2008 г, 13.10.2008 г, 7.11.2008г, 25.12.2008 г, 29.12.2008 г, 27.01.2009 г, 24.02.2009 г, 24.02.2009 г, 27.06.2009 г, 12.08.2009 г, 31.12.2009 г, 27.01.2010 г, 13.04.2010 г, 31.05.2010 г, 15.06.2010 г, 26.07.2010 г 26.07.2010 г, 2.08.2010 г, 23.09.2010 г, 28.01.2011 г., 4.02.2011 г, 17.03.2011 г, 24.03.2011 г, 26.04.2011 г, 20.05.2011 г, 29.08.2011 г, 30.06.2012 г., 27.07.2012 г и от 04.09.2012 г.).

В соответствии со своими полномочиями Минсельхоз России готовит предложения по разработке и реализации федеральных целевых, ведомственных и иных программ в области ме­лиорации земель и водного хозяйства, а также реализует ряд иных функций.

Министерство сельского хозяйства Россий­ской Федерации принимает следующие нор­мативные правовые акты, прямо или косвенно связанные с наличием водных ресурсов и их использованием:

  • правила и нормы в области мелиорации земель;
  • планы проведения агротехнических, агро­химических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий по обеспе­чению плодородия земель сельскохозяйствен­ного назначения;
  • порядок государственного учета показа­телей состояния плодородия земель сельскохо­зяйственного назначения;
  • порядок осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного на­значения;
  • порядок осуществления государственного земельного контроля в отношении земель сель­скохозяйственного назначения;
  • описание содержания ходатайства о пере­воде находящихся в собственности Российской Федерации земель сельскохозяйственных уго­дий или земельных участков в составе таких зе­мель из земель сельскохозяйственного назначе­ния в другую категорию и состав прилагаемых к нему документов;
  • методики исчисления размера вреда, при­чиненного водным биологическим ресурсам;
  • порядок осуществления мероприятий по акклиматизации водных биологических ресурсов;
  • правила рыболовства для каждого рыбо­хозяйственного бассейна;
  • порядок осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях;
  • порядок осуществления рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и аккли­матизации водных биологических ресурсов;
  • порядок осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жиз­ни и осуществления традиционной хозяйствен­ной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
  • порядок определения границ рыбопро­мысловых участков;
  • перечень типов судов, орудий и способов добычи (вылова) водных биологических ресур­сов для осуществления прибрежного рыболов­ства;
  • порядок деятельности бассейновых науч­но-промысловых советов;
  • порядок оснащения судов техническими средствами контроля и их виды;
  • порядок проведения рыбохозяйственной мелиорации водных объектов;
  • перечень видов информации, содержа­щейся в государственном рыбохозяйственном реестре, предоставляемой в обязательном по­рядке, и условия ее предоставления;
  • перечень типов судов, орудий и способов добычи (вылова) водных биологических ресур­сов для осуществления промышленного рыбо­ловства в отношении водных биологических ресурсов, которые ранее не были отнесены к объектам рыболовства или добыча (вылов) ко­торых осуществляется в новых районах их до­бычи (вылова).

Кроме того, Минсельхоз России осущест­вляет:

  1. реализацию федеральных целевых, ве­домственных и иных программ в сфере агро­промышленного комплекса, включая устойчи­вое развитие сельских территорий;
  2. эксплуатацию и паспортизацию государ­ственных мелиоративных систем и отнесенных к государственной собственности отдельно рас­положенных гидротехнических сооружений;
  3. организацию проведения регистрацион­ных испытаний, экспертизы результатов реги­страционных испытаний селекционных дости­жений, пестицидов и агрохимикатов;
  4. государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;
  5. установление ограничений рыболовства в порядке, предусмотренном законодатель­ством Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов;

Министерство ведет: реестр федеральной соб­ственности агропромышленного комплекса, нахо­дящейся в ведении Министерства; государствен­ный каталог пестицидов и агрохимикатов и др.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычай­ным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Поло­жение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихий­ных бедствий (МЧС России) было утверждено Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 г. № 868 (с изменениями и дополне­ниями от 23.10 и 17.11. 2008 г.; 12.12.2009 т; 6.05, 14.05 и 17.12.2010 г., 2.01. и 30.09.2011 г., 30.01, 6.05 и 13.11 2012 г., а также от 29.06.2013 г.).

МЧС России является федеральным орга­ном исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государ­ственной политики, нормативно-правовому ре­гулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты насе­ления и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспе­чения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Министерство так­же осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области граждан­ской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения по­жарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В состав основных задач МЧС России вхо­дят, в частности:

  1. выработка и реализация государствен­ной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций, обеспечения пожарной безопас­ности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;
  2. организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской оборо­ны, защиты населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
  3. осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспе­чения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполни­тельной власти в рамках единой государствен­ной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

МЧС России в соответствии с возложенны­ми на него задачами осуществляет следующие основные функции:

1) разрабатывает и представляет Президен­ту Российской Федерации и (или) в Правитель­ство Российской Федерации:

  • предложения по формированию основ государственной политики в области граждан­ской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе в об­ласти преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, а также обеспечения по­жарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
  • проект положения о Государственной ин­спекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвида­ции последствий стихийных бедствий;
  • проект плана взаимодействия федераль­ных органов исполнительной власти при про­ведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах Российской Федера­ции;
  • ежегодный государственный доклад о со­стоянии защиты населения и территорий Рос­сийской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Министерство, его подведомственные структуры также организуют и производят:

  • поиск и спасание людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации в соответствии с планом взаимодей­ствия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спа­санию людей на море и водных бассейнах Рос­сийской Федерации;
  • совместно с заинтересованными феде­ральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работы по созданию си­стемы мониторинга и прогнозирования чрезвы­чайных ситуаций, а также по разработке и вне­дрению в установленном порядке показателей риска на территориях и объектах экономики;
  • информирование населения через сред­ства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганду в обла­сти гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспе­чения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
  • государственный надзор во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используе­мыми в некоммерческих целях, и базами (соору­жениями) для их стоянок, а также руководство деятельностью Государственной инспекции по маломерным судам;
  • организационное и методическое руко­водство накоплением, хранением и использо­ванием в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
  • методическое руководство созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны, организацией радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения, а также кон­троль в этой области;
  • управление в установленном порядке еди­ной государственной системой предупрежде­ния и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • предупреждение и ликвидацию чрезвы­чайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и в тер­риториальном море Российской Федерации;
  • подготовку в пределах своей компетен­ции заключений по результатам рассмотрения деклараций промышленной безопасности опас­ных производственных объектов;
  • ведение в установленном порядке реестра подводных потенциально опасных объектов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации (за исключением подво­дных переходов трубопроводного транспорта);
  • реализацию в установленном порядке полномочий государственного заказчика феде­ральных целевых программ по вопросам граж­данской обороны, защиты населения и терри­торий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
  • а также решают другие задачи.

МЧС России осуществляет свои полномо­чия через территориальные органы - регио­нальные центры и главные управления.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) согласно Поло­жению, утвержденному постановлением Пра­вительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 398 (с изменениями и дополнени­ями от 30.03.2006 г., 03.10.2006 г., 14.12.2006 г., 23.06.2008 г, 07.11.2008 г, 07.11.2008 г, 27.01.2009 г., 24.03.2009 г., 22.04.2009 г, 16.07.2009 г, 08.08.2009 г., 02.09.2009 г., 17.12.2009 г., 15.06.2010 г., 25.02.2011 г., 24.03.2011 г., 26.05.2011 г, 20.06.2011 г, 12.09.2011 г., 02.05.2012 г.) находится в ведении Минтранса России и является федеральным органом испол­нительной власти, осуществляющим в том числе функции по контролю (надзору) в сфере мор­ского (включая морские порты) и внутреннего водного транспорта, а также обеспечения транс­портной безопасности. Служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодатель­ства Российской Федерации, в том числе между­народных договоров Российской Федерации о торговом мореплавании; о внутреннем водном транспорте Российской Федерации; об организа­ции, обеспечении и выполнении организациями морского и внутреннего водного транспорта пе­ревозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств; об обе­спечении пожарной безопасности при эксплу­атации морских судов и судов внутреннего во­дного и смешанного (река-море) плавания, иных плавучих объектов и др. Служба помимо прочего осуществляет в установленном порядке:

  • организацию регистрации морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (ре­ка-море) плавания, включая спортивные (кроме спортивных парусных судов) и прогулочные, а также в случаях, установленных законодатель­ством Российской Федерации;
  • ведение соответствующих реестров;
  • присвоение рейсам морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плава­ния при перевозке высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных госу­дарств определенного Федеральной службой охраны Российской Федерации статуса литер­ных;
  • контроль за соответствием установлен­ным требованиям соответствующих функци­ональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрез­вычайных ситуаций;
  • расследование аварий или инцидентов на море в соответствии с положением, утвержден­ным Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральным агентством по рыболовству и Министерством обороны Российской Федерации;
  • государственный надзор за деятельно­стью организаций, осуществляющих лоцман­скую проводку морских судов;
  • осуществляет иные полномочия в уста­новленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными за­конами, нормативными правовыми актами Пре­зидента Российской Федерации или Правитель­ства Российской Федерации.

Федеральное агентство морского и реч­ного транспорта (Росморречфлот) находит­ся в ведении Минтранса России. Положение об этом Агентстве утверждено Постановле­нием Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 г № 371 (в редакции от 03.10. и 16.12.2006 г.; 29.01.2007 г; 16.04., 28.07.2008 г, 13.10. и 7.11.2008 г.; 27.01.(№ 43), 27.01. (№ 51), 24.03., 22.4.,30.04., 17.07. и 02.09.2009 г; 15.06.2010 г; 24.3.,28.07. и 14.11.2011 г; 2.05. и 4.10.2012 г; а также от 30.04. и от 18.07.2013 г).

В соответствие с этим официальным доку­ментом Росморречфлот является федеральным органом исполнительной власти, осуществля­ющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным иму­ществом в сфере морского (включая морские порты, за исключением морских терминалов, предназначенных для комплексного обслужи­вания судов рыбопромыслового флота) и реч­ного транспорта, а также функции по оказа­нию государственных услуг в области обеспе­чения транспортной безопасности в этой сфе­ре. Одновременно, Агентство осуществляет полномочия компетентного органа в области морского и внутреннего водного транспорта по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Феде­рации, в части выполнения функций по ока­занию государственных услуг и управлению государственным имуществом.

Федеральное агентство морского и речного транспорта:

  • осуществляет в установленном законо­дательством Российской Федерации порядке размещение заказов и заключение государ­ственных контрактов на поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ, включая проведение научно-исследовательских, опыт­но-конструкторских и технологических работ, и иных гражданско-правовых договоров для обеспечения нужд Агентства, а также для го­сударственных нужд в установленной сфере деятельности;
  • осуществляет в отношении подведом­ственных Агентству федеральных государ­ственных унитарных предприятий, за которыми закреплено в хозяйственном ведении феде­ральное имущество, расположенное в границах морских портов:
  • проведение работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов:
    • в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлеж­ности;
    • на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта;
  • мероприятия по защите морского судоход­ства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания;
  • проведение работ по навигационно-ги­дрографическому обеспечению на трассах Се­верного морского пути, в акваториях морских портов и на подходах к ним, а также по навига­ционно-гидрографическому обеспечению усло­вий плавания судов в акваториях речных портов и по внутренним водным путям, за исключени­ем участков пограничных зон Российской Фе­дерации;
  • диспетчерское регулирование движения судов по внутренним водным путям Российской Федерации;
  • проведение работ по содержанию вну­тренних водных путей (включая работы по по­даче воды в целях обводнения рек), судоходных гидротехнических сооружений на них и подхо­дов к причалам общего пользования, а также по организации технологической связи организа­ций внутреннего водного транспорта;
  • обучение и повышение квалификации специалистов в области морского и речного транспорта в соответствии с международными и российскими требованиями;
  • координацию деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании лю­дей, терпящих бедствие на море в поисково-спа­сательных районах Российской Федерации;
  • координацию деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании су­дов, терпящих бедствие на море в поисково-спа­сательных районах Российской Федерации, за исключением военных кораблей и военно-вспо­могательных судов;
  • проведение государственной регистрации спортивных парусных судов и дипломирование членов экипажей указанных судов;
  • в установленном порядке работу по изъ­ятию, в том числе путем выкупа, и предостав­лению земельных участков, резервированию земель и образованию земельных участков для государственных нужд в целях размещения объ­ектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей, включая заключение договоров с соб­ственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, принятие решений о предварительном согласовании ме­ста размещения объектов, а также работу по ре­гистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты.

Кроме того, Агентство осуществляет:

  • установление категорий средств навига­ционного оборудования и сроков их работы, гарантированных габаритов судовых ходов, а также сроков работы судоходных гидротехни­ческих сооружений;
  • выполнение функций головной органи­зации, ответственной за создание и функцио­нирование Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности;
  • ведение Реестра морских портов Россий­ской Федерации;
  • категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности;
  • ведение реестра объектов транспорт­ной инфраструктуры и транспортных средств, включая категорированные объекты транспорт­ной инфраструктуры и транспортные средства, в установленной сфере деятельности;
  • согласование строительства в зоне дей­ствия средств навигационной обстановки мор­ских путей;
  • заключение без проведения открытого аукциона договора о создании искусственного земельного участка в соответствии с решением Правительства Российской Федерации о строи­тельстве или расширении морского порта, пред­усматривающим создание этого участка;
  • а также иные функции согласно установ­ленным полномочиям.

Согласно положению Росморречфлот осу­ществляет свою деятельность непосредствен­но или через подведомственные организации (администрации морских портов, государ­ственные бассейновые управления водных путей, ФГУП «Канал им. Москвы», ФГУП «Росморпорт», ФГУП «Гидрографическое предприятие», морские, речные пароходства, и др.) во взаимодействии с другими феде­ральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объедине­ниями и иными организациями.

Управление государственного морского и речного надзора (Госморречнадзор) явля­ется структурным подразделением Федераль­ной службы по надзору в сфере транспорта и осуществляет функции по контролю и надзо­ру в сфере морского и внутреннего водного транспорта. Основной задачей Госморречнад- зора является контроль и надзор за соблюдени­ем законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Россий­ской Федерации:

  • о внутреннем водном транспорте;
  • о безопасности гидротехнических соору­жений;
  • о лицензировании отдельных видов дея­тельности.

Основные функции Управления:

  • организация проверок безопасности судо­ходных гидротехнических сооружений, соблю­дения норм и правил эксплуатации морских и речных портовых гидротехнических сооруже­ний;
  • аттестация лиц, замещающих должности руководителей и специалистов, на которых, возложена ответственность за обеспечение без­опасности судоходства и защиты окружающей среды на морском, и внутреннем водном транс­порте;
  • участие в организации декларирования безопасности, судоходных гидротехнических сооружений;
  • подготовка решений Ространснадзора:
    • об утверждении деклараций безопасно­сти судоходных гидротехнических сооружений;
    • о согласовании ввода в эксплуатацию (вывода из эксплуатации), мер по поддержанию требуемого уровня безопасности гидротехниче­ских сооружений;
    • о согласовании строительства в зоне дей­ствия средств навигационной обстановки мор­ских путей, строительства и эксплуатации соо­ружений на внутренних водных путях;
    • организация и ведение реестров судо­ходных гидротехнических сооружений, базы данных деклараций безопасности и перечней морских и речных портовых гидротехнических сооружений.

Территориальные органы - управления го­сударственного морского и речного надзора по федеральным округам.

Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России).  Согласно Положению о Министерстве, утверж­денному постановлением Правительства РФ от 26.01.2005 г. № 40 (с изменениями и дополне­ниями от 14.03.2005 г., 19.03.2005 г, 01.02.2006 г, 21.04.2006 г, 25.10.2007 г, 29.05.2008 г, 13.05.2008 г, 07.11.2008 г, 29.12.2008 г, 27.01.2009 г, 31.05.2009 г, 15.09.2009 г, 20.02.2010 г, 24.05.2010 г, 15.06.2010 г, 30.06.2010 г, 26.07.2010 г, 24.03.2011 г, 03.08.2011 г, 21.10.2011 г, 03.11.2011 г, 30.06.2012 г, 30.04.2013 г, 09.08.2013 г) Министерство регионального раз­вития Российской Федерации (Минрегион Рос­сии) является федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и норма­тивно-правовому регулированию в сфере соци­ально-экономического развития субъектов Рос­сийской Федерации и муниципальных образо­ваний, в том числе районов Крайнего Севера и Арктики, административно-территориального устройства Российской Федерации, разграни­чения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами испол­нительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и ор­ганами местного самоуправления, строитель­ства, архитектуры, градостроительства и жи­лищно-коммунального хозяйства.

На основании и во исполнение Конститу­ции Российской Федерации, федеральных кон­ституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации само­стоятельно принимает следующие норматив­ные правовые акты в сфере деятельности непо­средственно и опосредованно связанной с водопользованием:

  • порядок согласования документов тер­риториального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласи­тельной комиссии при согласовании докумен­тов территориального планирования;
  • акт, определяющий состав и содержание проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании доку­ментов территориального планирования Рос­сийской Федерации.

Министерство организует:

  • координацию разработки и реализации комплексных проектов социально-экономиче­ского развития федеральных округов, за исклю­чением Дальневосточного федерального окру­га, в том числе координацию взаимодействия участников указанных проектов (за исключени­ем организаций оборонно-промышленного ком­плекса), а также межрегиональную, межмуниципальную и межведомственную координацию деятельности по развитию субъектов Россий­ской Федерации и муниципальных образований в соответствии с федеральными стратегиями и стратегиями социально-экономического развития федеральных округов;
  • участие в разработке схем комплексно­го использования и охраны водных объектов в пределах установленной сферы деятельности;
  • а также реализацию иных функций и по­ложений.

Федеральном агентстве по строитель­ству и жилищно-коммунальному хозяйству согласно Положению об агентстве, утвержден­ному постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 30.06.2012 г. N 670, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию госу­дарственных услуг, управлению государствен­ным имуществом в сфере строительства, градо­строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяй­ства. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству само­стоятельно принимает, в частности, следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

  • форма градостроительного плана земель­ного участка;
  • форма разрешения на строительство;
  • форма разрешения на ввод объекта в экс­плуатацию;
  • порядок внесения изменений в проектную документацию;
  • перечень видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной докумен­тации и строительству, влияющих на безопас­ность капитального строительства;
  • порядок разработки и согласования специ­альных технических условий для разработки проектной документации на объект капиталь­ного строительства;
  • порядок разработки сметных нормати­вов, подлежащих применению при определе­нии сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финан­сируется с привлечением средств федерального бюджета;
  • порядок формирования и ведения феде­рального реестра сметных нормативов, подле­жащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строитель­ства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, и предоставления сведений, включенных в ука­занный реестр;
  • методические указания по расчету тари­фов и надбавок в сфере деятельности организа­ций коммунального комплекса;
  • правила организации коммерческого уче­та воды и сточных вод;
  • порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, а также требо­вания к их содержанию;
  • правила формирования и расчета целевых показателей деятельности организаций, осу­ществляющих горячее водоснабжение, холод­ное водоснабжение и (или) водоотведение, и расчета этих показателей;
  • требования к проведению технического обследования централизованных систем горя­чего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения;
  • порядок ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осущест­вляющих горячее водоснабжение, холодное во­доснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат;
  • требования энергетической эффективно­сти зданий, строений и сооружений;
  • правила определения класса энергетиче­ской эффективности многоквартирных домов, а также требования к указателю класса энергети­ческой эффективности многоквартирного дома;
  • примерная форма перечня мероприятий, проведение которых способствует энергосбере­жению поставляемых в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энерге­тической эффективности их использования;
  • перечень рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергети­ческой эффективности в отношении объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан;
  • и другие нормативно-правовые документы.

Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвития России) в соответствии с Указом Прези­дента РФ от 21.05.2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 г. № 664 «О Мини­стерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока» осуществляет следующие функции на территории Дальневосточного ФО:

  • координирует деятельность по реализа­ции государственных программ и федеральных целевых программ, в том числе долгосрочных, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
  • управляет федеральным имуществом (за исключением лесного фонда и особо охраня­емых природных территорий федерального значения, а также имущественных комплексов открытых акционерных обществ, федеральных государственных предприятий, включенных в перечень стратегических предприятий и страте­гических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации);
  • контролирует осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федера­ции, переданных им в соответствии с законода­тельством Российской Федерации.