Задачей государственного контроля и над­зора за использованием и охраной водных объ­ектов является обеспечение соблюдения:

  1. требований к использованию и охране водных объектов;
  2. особого правового режима использова­ния земельных участков и иных объектов не­движимости, расположенных в границах водо­охранных зон и зон специальной охраны источ­ников водоснабжения;
  3. иных требований водного законодатель­ства.

Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляются уполномоченным Правитель­ством Российской Федерации Федеральным ор­ганом исполнительной власти - Росприроднадзором Минприроды России (федеральный госу­дарственный контроль и надзор за использова­нием и охраной водных объектов) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов).

В 2013 г. Росприроднадзором продолжались проверки по соблюдению водного законодатель­ства. Количество проведенных органами Роспри- роднадзора мероприятий по водному надзору в 2013 г. несколько сократилось по сравнению с 2012 г. В тоже время количество выявленных на­рушений в сфере водного надзора заметно вырос­ло - 4349 нарушений в 2012 г. и 4542 - в 2013 г.

Региональным государственным надзором в области водопользования в 2013 г. было выяв­лено 3327 правонарушений.

В 2013 г. инспекторами Росприроднадзора предъявлено исков по возмещению вреда окру­жающей среде в области водопользования на сумму 1244,31 млн руб.

Основными нарушениями природоохран­ного законодательства являются:

  • движение и стоянка автотранспортных средств в пределах водоохраннных зон вне до­рог и специально оборудованных мест, имею­щих твердое покрытие, а также мойка автома­шин;
  • самовольное занятие территорий при­брежных защитных полос водных объектов;
  • незаконная добыча общераспространен­ных полезных ископаемых (песок, щебень) в пределах водоохранных зон и прибрежных за­щитных полос водных объектов;
  • захламление земельных участков в грани­цах водоохранных зон, захоронение отходов в пределах водоохранных зон и прибрежных за­щитных полос водных объектов;
  • пользование водным объектом без разре­шительных документов;
  • сброс неочищенных сточных вод в водные объекты.

Для устранения выявленных нарушений инспекторами Росприроднадзора выдавались предписания, и проводился контроль за их ис­полнением.

Территориальными органами Росприрод- надзора проводились проверки выполнения ор­ганами исполнительной власти субъектов РФ переданных им полномочий Российской Феде­рации в области водных отношений. При обна­ружении нарушений органам исполнительной власти субъектов Федерации выдавались пред­писания на их устранение. Анализ результатов проверок 2013 г. в большинстве субъектов РФ показывает улучшение качества исполнения пе­реданных полномочий в области водных отношений.

В 2013 г. Росприроднадзором проводились проверки по соблюдению законодательства и международных норм, и стандартов в области морской среды, территориального моря, в ис­ключительной экономической зоне и на кон­тинентальном шельфе Российской Федерации. Результаты надзорных проверок на континен­тальном шельфе показывают, что основной проблемой при освоении континентального шельфа является невыполнение установленных объемов бурения, отсутствие согласованной проектной документации и государственной экологической экспертизы проекта. В 2013 г. инспекторами Росприроднадзора предъявлено исков по возмещению вреда окружающей сре­де в области морской деятельности на море на сумму 1182,81 млн руб.

В области санитарно-эпидемиологическо­го благополучия населения государственный контроль (надзор) за качеством питьевой воды осуществляет Роспотребнадзор. По данным Ро­спотребнадзора доброкачественной питьевой водой в 2013 г. было обеспечено 62,1% населе­ния Российской Федерации или 89 млн чел., что выше уровня 2011 г. на 2%. В 2013 г. несколько улучшилась ситуация с состоянием источников централизованного питьевого водоснабжения.

Доля водопроводов, не отвечающих санитар­но-эпидемиологическим требованиям, в 2013 г. составила 17,8% (2011 г. - 19,0%). В 2013 г. со­стояние питьевой воды из распределительной сети централизованного водоснабжения поддер­живалось на стабильном уровне. В среднем по России доля проб питьевой воды, превышающих гигиенические нормативы по санитарно-хими­ческим показателям, составила немногим более 16%, по микробиологическим показателям - 4,2%, по паразитологическим - 0,1%.

Нецентрализованное водоснабжение исполь­зует 3,9% населения России или 5,5 млн чел. Доля проб воды нецентрализованных источни­ков водоснабжения, превышающих гигиени­ческие нормативы по санитарно-химическим показателям, в среднем по России составляет 0,7%, по микробиологическим показателям - 18,7%, по паразитологическим - 0,2%.

Основной вклад в санитарное неблагополу­чие нецентрализованного водоснабжения вно­сит несоответствие качества воды по микробио­логическим показателям. В 2013 г. регистри­ровалась положительная динамика доли проб, превышающих гигиенические нормативы как по микробиологическим, так и санитарно-хи­мическим показателям.

Основными причинами неудовлетворитель­ного состояния питьевой воды продолжают оставаться:

  • факторы природного характера (повы­шенное содержание в воде водных объектов соединений железа, марганца, солей жёсткости, повышенная минерализация, цветность);
  • антропотехногенное загрязнение поверх­ностных и подземных вод;
  • отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны водоисточников;
  • использование устаревших технологиче­ских решений водоподготовки в условиях ухуд­шения качества воды;
  • низкое санитарно-техническое состояние существующих водопроводных сетей и соору­жений;
  • отсутствие производственного контроля или его осуществление в сокращённом объеме;
  • нестабильная подача воды.

Результатом осуществления органами и учреждениями Роспотребнадзора контроль­но-надзорной деятельности явилось снижение в 2013 г. удельного веса проб воды, не отвеча­ющих гигиеническим нормативам по микро­биологическим показателям на 3,14%, санитар­но-химическим показателям - на 1,74% проб.