Объектом государственной политики управления в области использования и охраны водных ресурсов России являются отношения в сфере водопользования. Предметом такой политики являются водные объекты.

Водным кодексом Российской Федерации (гл. 4) определено осуществление государственного управления в области использования и охраны водных объектов путем реализации следующих полномочий органов государственной власти Российской Федерации, в том числе:

  1. владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности;
  2. разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы;
  3. осуществление федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов;
  4. организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов;
  5. установление порядка ведения государственного водного реестра и его ведение;
  6. утверждение порядка подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, порядка подготовки и заключения договора водопользования;
  7. определение порядка создания и осуществления деятельности бассейновых советов;
  8. установление режимов пропуска паводков, специальных пропусков, наполнения и сработки (выпуска воды) водохранилищ и другое.

Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года закрепила базовые принципы государственной политики в области использования и охраны водных объектов. Она предусматривает, в частности, принятие и реализацию управленческих решений по сохранению водных экосистем, обеспечивающих наибольший социальный и экономический эффект, и создание условий для эффективного взаимодействия участников водных отношений. В этих условиях эффективная организация системы управления водными ресурсами приобретает особое значение. Основными целями Стратегии являются: 1) гарантированное обеспечение водными ресурсами населения и отраслей экономики; 2) охрана и восстановление водных объектов; 3) обеспечение защищенности от негативного воздействия вод.

Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» определены и уточнены основные направления современной государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения:

  1. охрана здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения;
  2. повышение энергоэффективности путем экономного потребления воды;
  3. снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод;
  4. обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;
  5. обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Приоритетные задачи, стоящие перед Росводресурсами на 2013 г.:

  • обеспечение гарантированного водопользования в условиях маловодья и антропогенного воздействия;
  • увеличение располагаемых запасов водных ресурсов и водоотдачи водохозяйственных систем;
  • повышение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;
  • обеспечение устойчивого функционирования подведомственной сети ГТС;
  • реализация Комплексного плана восстановления р. Мзымты, программы мониторинга водных объектов, расположенных в зоне строительства олимпийских объектов;
  • совершенствование взаимодействия с субъектами РФ, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
  • повышение эффективности бюджетных расходов в системе Росводресурсов.