В составе министерств и ведомств, получающих средства по подразделу «Водные ресурсы» раздела «Национальная экономика» федерального бюджета в 2005 г. доминирующую роль играло Федеральное агентство водных ресурсов. На его долю приходилось почти 99% всех расходов, проведенных по данному подразделу. В 2006 г. эта доля уменьшилась до 69%, поскольку значительное финансирование стало осуществляться по Минрегиону России (вкл. бывший Росстрой). В 2007 г. доля Росводресурсов составила всего лишь 36%, в 2008 г. превысила 40%, в 2009 г. оказалась на уровне 46%, а в 2010 равнялась 40% (таблицы 5.10 и 5.11).

Таблица 5.10 – Расходы Федерального агентства водных ресурсов в соответствии с классификацией федерального бюджета, млн. руб.

Раздел и подраздел бюджета, статья расходов 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Всего[*],в т.ч.: 10571 11462 13948 12472 9351 12514 17583 19841
подраздел «Водное хозяйство (раздел «Национальная
экономика»), из них:
5564 5102 5499 4872 4138 12451 17502 19762
   руководство и управление в сфере установленных функций 440 557 628 697 646 673 708 769
   водохозяйственные мероприятия 3148 2080 1864 1477 1460 5308 3245 3124
   водоохранные и водохозяйственные учреждения 875 1006 1486 1653 1489 1706 1848 2069
Прикладные научные исследования и
разработки (Раздел «национальная экономика»)
96 109 122 48 38 34 19 57
   раздел «Охрана окружающей среды» 59 8
   раздел «Межбюджетные трансферты» 4852 6242 8326 7523 5146

   

Таблица 5.11 – Структура основных расходов Росводресурсов по разделам «Национальная экономика» и «Межбюджетные трансферты» федерального бюджета, млрд. руб.

Раздел федерального бюджета и целевые статьи расходов 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Раздел «Национальная экономика» – всего 4,92 4,14 12,49 17,56 19,82
в том числе:
   водохозяйственные мероприятия 1,48 1,46 5,31 3,25 3,12
   капстроительство (программная и непрограммная части) 1,05 0,54 4,77
   прикладные научные исследования 0,05 0,04 0,03 0,02 0,06
   текущее содержание федеральных учреждений 1,65 1,49 1,71
   текущее содержание органов государственной власти 0,70 0,65 0,67
Раздел «Межбюджетные трансферты» – всего 7,52 5,15
в том числе:
   софинансирование объектов капстроительства (программная и непрограммная части) 2,43 1,76
   субвенции на осуществление отдельных полномочий в области водных отношений 3,25 2,17
   субсидии на капремонт гидротехнических сооружений (ГТС) 1,84 1,22

   

В 2011 г. доля Росводресурсов увеличилась соответственно до 82%, а в 2012 г. снизилась до 79% (изменения произошли в основном из-за общей корректировки бюджетной классификации и группировки соответствующих расходов; см. ниже). В 2013 г. эта величина вновь возросла до почти 82%.

Кроме вышеописанной динамики бюджетных расходов по подразделу «Водные ресурсы», в 2005-2008 гг. значительно увеличились профильные затраты по разделу «Межбюджетные трансферты» расходной части федерального бюджета. В 2009 г. объемы трансфертной (целевой) передачи средств на водохозяйственную/водоохранную деятельность по рассматриваемому разделу по сравнению с предыдущим годом несколько уменьшились.

В 2010-2011 гг. общебюджетная классификация была откорректирована и уточнена; изменилась детализация публикаций об исполнении федерального бюджета; наполняемость спецраздела, отражающего межбюджетные трансфертные перечисления, стала иной. Это не позволяет проводить непосредственные и точные сопоставления соответствующих данных в динамике и по всем группам расходов. Однако, судя, по имеющимся сведениям, в качестве фактических межбюджетных трансфертов на цели водного хозяйства и охраны водных объектов продолжали поступать значительные средства (см., в частности, данные в настоящем статсборнике по Федеральному агентству водных ресурсов). Если говорить о Росводресурсах, то в 2011-2013 гг. у этого Агентства отсутствовали расходы по Разделу 14 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» федерального бюджета. Вместе с тем, в составе всех бюджетных расходов Агентства затраты на софинансирование объектов капитального строительства, субвенции на осуществление отдельных полномочий и субсидии на капитальный ремонт гидротехнических сооружений (ГТС), которые фактически отражали трансфертные межбюджетные операции, в 2011 г. превысили 61%, а в 2012 г. были весьма близки 60%.

В 2013 г. общая сумма субсидий (вкл. субсидии федеральным бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям) и субвенции на осуществление отдельных полномочий в области водных отношений составляла почти 15 млрд.... руб., или три четверти всех расходов Росводресурсов.

Финансирование работ Росводресурсов в 2005-2012 гг. осуществлялось в рамках государственных капитальных вложений (инвестиций в основной капитал), субсидий на капитальный ремонт ГТС, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, текущих расходов, финансируемых за счет средств, выделяемых по основной деятельности соответствующих ведомств, а также в некоторых иных направлениях.

Предложения к перечню объектов, на которых должны были проводиться капитальные инвестиционные мероприятия, формировались Росводресурсами и другими ведомствами. Первоочередному финансированию подлежали объекты незавершенного строительства. Необходимым условием для включения в перечень объекта являлось наличие полного комплекта проектно-сметной документации и заключений экспертиз. Перечни объектов капремонта формировались субъектами Федерации в пределах лимитов субсидий, в соответствии с установленным порядком. В приоритетном порядке включению в указанные перечни подлежали объекты, мероприятия федеральной или межрегиональной значимости и переходящие объекты, начатые строительством в предыдущие годы, работы на которых подлежали завершению в ближайшие годы.

Что касается общего финансирования Росводресурсов из федерального бюджета, то в 2006 г. оно возросло по сравнению с 2005 г. в ценах соответствующих лет на 12%, а в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличилось в пределах 8,5%. Такое повышение было несколько ниже среднего роста цен за рассматриваемые годы.

В 2008 г. по сравнению с 2007 г. соответствующий рост составил в ценах соответствующих лет немногим более 20%. То есть в физическом выражении имел место небольшой рост финансирования, поскольку уровень инфляции (прежде всего, в строительстве) был несколько ниже.

В 2009 г. произошло определенное снижение бюджетного финансирования, которое продолжилось и в 2010 г. В этом (т.е. 2010 г.) по сравнению с предыдущим годом рассматриваемое финансирование Росводресурсов из федерального бюджета номинально (в текущих ценах) уменьшилось на четверть, а реально (с поправкой на рост цен) – на еще более значимую величину.

В 2011 г. рассматриваемые расходы Агентства ощутимо повысились и составили 12,5 млрд. руб. (на треть больше, чем в 2010 г. и практически на уровне 2009 г. в номинальном исчислении). В 2012 г. рассматриваемая величина дополнительно и значительно увеличилась, достигнул 17,5 млрд. руб., а в 2013 г. составила уже 19,8 млрд.... руб. Таким образом, рост затрат Агентства за последние два-три года происходил не только в номинальном, но и в реальном выражении (с поправкой на рост цен).

В структуре всех расходов Росводресурсов, предусмотренных в федеральном бюджете-2005, 44% занимали затраты по подразделу «Водные ресурсы», в бюджете-2007 – 45%, 2008 г. и 2009 г. – 39%, 2010 г. – 44%. В бюджете-2011 рассматриваемая величина увеличилась по данным закона об исполнении федерального бюджета за этот год до 99,5%, а 2012 г. находилась на том же уровне, а в 2013 г. равнялась 99,7%.

Во второй половине минувшего десятилетия по Росводресурсам значительно возросли перечисления по разделу «Межбюджетные трансферты» – с 3,8 млрд. руб. в 2005 г. до 8,3 млрд. руб. в 2008 г. Однако в 2009-2010 гг. рассматриваемая величина уменьшилась; в 2010 г. она равнялась 5,2 млрд. руб. Доля рассматриваемых трансфертов в общих расходах Федерального агентства водных ресурсов увеличилась соответственно с 40% в 2005 г. до более 60% в 2008-2009 гг. В 2010 г. эта доля несколько снизилась.

В 2011-2013 гг., как уже отмечалось выше, расходы по Разделу 14 федерального бюджета по Агентству отсутствовали.

Объем и доля расходов Росводресурсов, относимых к затратам Раздела 6 «Охрана окружающей среды» федерального бюджета, в 2006-2007 гг. были относительно невысокими. Далее, то есть в 2008-2013 гг., финансирование по этому разделу не производилось.

В 2013 г. расходы федерального бюджета по Росводресурсам проходили по трем разделам бюджетной классификации: «Национальная экономика» (раздел 04), «Социальная политика» (10) «Образование» (раздел 07); при этом на две последние группы приходилась незначительная часть общих затрат (порядка 1%).

В 2008 г. распределение средств по разделу федерального бюджета «Межбюджетные трансферты» по Федеральному агентству водных ресурсов было следующим: 17% приходилось на субсидии на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности и бесхозяйных, свыше 49% – на софинансирование объектов капитального строительства, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности и около 34% – субвенции, обеспечивающие создание финансовых условий для эффективного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий в области водных отношений. В 2009 г. указанные доли составили по оценке соответственно более 24%, свыше 32% и 43%, а в 2010 г. – почти 24%, 34% и 42%.

Несмотря на отсутствие затрат по разделу 14 федерального бюджета-2011, по расчетам и оценкам Росводресурсов, на расходы, связанные с трансфертными перечислениями, пришлось порядка 61% всех средств, выделенных Агентству в этом году (см. выше). По этим же оценкам, если взять всю сумму указанных перечислений за 100%, то расходы на софинансирование объектов капитального строительства составили 49%, субвенции на осуществление отдельных полномочий – 28%, и субсидии на капитальный ремонт ГТС – 23%.

Таким образом, в 2011 г. по сравнению с 2008 г. определенный сдвиг отмечен в части повышения доли субсидий на капремонт ГТС при одновременном сокращении и субвенций по созданию необходимых финансовых условий работы.

В 2012 г. из общей суммы средств федерального бюджета, израсходованных Росводресурсами и равных 17,5 млрд. руб., по целевой статье «руководство и управление в сфере установленных функций» было потрачено 0,71 млрд. руб., по статье «федеральные целевые программы» (ФЦП) – 11,5 млрд. руб. (в т.ч. на межбюджетные перечисления-субсидии – почти 6 млрд. руб.), по статье «водохозяйственные мероприятия» – 3,3 млрд. руб. (в т.ч. на межбюджетные перечисления-субвенции – 3,2 млрд. руб.). Кроме того, по подразделу «Прикладные научные исследования в области национальной экономики» было затрачено около 53 млн. руб. Расходы по разделам «Образование» и «Социальная политика», как уже говорилось, продолжают иметь незначительный объем.

Что касается 2013 г., то общая сумма расходов Росводресурсов составила свыше 19,8 млрд. руб. По статье «руководство и управление в сфере установленных функций» было затрачено почти 0.8 млрд. руб. (в т.ч. 0,18 млрд. руб. на деятельность центрального аппарата Агентства). На реализацию федеральных целевых программ (с учетом межбюджетных перечислений) пошло 13,7 млрд. руб. По статье «водохозяйственные мероприятия» израсходовано более 3,1 млрд. руб., а по статье «водоохранные и водохозяйственные учреждения» – около 2,1 млрд. руб. (и там, и там с учетом субсидий и субвенций). Затраты на прикладные научные исследования и образование продолжали занимать весьма небольшую часть общих расходов.

Кроме Федерального агентства водных ресурсов основной объем профильных расходов в рассматриваемой сфере деятельности приходится на ряд других министерств и ведомств. В частности, в 2012 г. из общей суммы расходов федерального бюджета по Министерству регионального развития Российской Федерации (228,3 млрд. руб.) по подразделу «Водное хозяйство» раздела «Национальная экономика» было потрачено 4,5 млрд. руб. В составе последней цифры доминирующее положение занимали расходы по целевой статье «бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы» (1,9 млрд. руб.) и по статье «Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» (2,1 млрд. руб.). Оставшиеся 0,5 млрд. руб. были израсходованы на реализацию некоторых других федеральных целевых программ.

В 2013 г. расходы по подразделу «Водное хозяйство» по этому Министерству резко сократились и составили 0,37 млрд. руб. Вся эта сумма пришлась на субсидии на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности при реализации ФЦП «Развитие Калининградской области на период до 2015 года».

Одновременно, в 2013 г. соответствующие и значительные расходы появились у Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. В целом затраты по подразделу «Водное хозяйство» раздела «Национальная экономика» по этому ведомству составили почти 3,6 млрд. руб. (из 153,6 млрд. руб. общих расходов Агентства в 2013 г.

При этом, из вышеуказанных 3,6 млрд. руб. почти 1 млрд. руб. составляли бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы (из них межбюджетные трансферты-субсидии – свыше 0,2 млрд. руб.). Затраты на реализацию ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» были на уровне 2,6 млрд. руб. (целиком в виде межбюджетных трансфертов-субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной/муниципальной собственности).

Кроме того, по этому ведомству по разделу «Другие вопросы в области в области национальной экономики» раздела «Национальная экономика» федерального бюджета в 2013 г. было выделено и израсходовано около 3,2 млрд. руб. субсидий на содержание комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений (в 2012 г. – 2,2 млрд. руб. по системе Минрегиона России).

В 2012 г. небольшие объемы финансирования были осуществлены также через Министерство природных ресурсов и экологи Российской Федерации – 27 млн. руб. (до этого года такое финансирование не производилось). Вся названная сумма была израсходованы на реализацию Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» на субсидии юридическим лицам (кроме государственных учреждений) и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг.

В 2013 г. рассматриваемые расходы Минприроды России резко увеличились – до более 566 млн. руб. Они также проходили целиком в рамках реализации ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 – 2020 годах» на субсидии юридическим лицам (кроме государственных учреждений) и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг.

Примечание. В дополнение к приведенным выше материалам целесообразно иметь в виду, что некоторая часть затрат федерального бюджета на охрану водных ресурсов проходила не по подразделу «Водное хозяйство» раздела «Национальная экономика», а по подразделу «Сбор, удаление отходов и очистка сточных вод» раздела «Охрана окружающей среды». В частности, в 2012 г. по указанному подразделу было израсходовано 551 млн. руб., в том числе по ФЦП «Мировой океан» (подпрограмма «Освоение и использование Арктики») – 90 млн. руб., ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2011-2020 годы» – 303 млн. руб. и по межбюджетным трансфертам на проведение природоохранных мероприятий – 150 млн. руб. В 2013 г. по рассматриваемому подразделу было израсходовано свыше 1469 млн. руб., в том числе по ФЦП «Мировой океан» (подпрограмма «Освоение и использование Арктики») – около 16 млн. руб., ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2011-2020 годы» – 332 млн. руб. и по межбюджетным трансфертам на проведение природоохранных мероприятий – почти 1122 млн. руб. В 2012 г. подавляющая часть затрат осуществлялась через систему Минприроды России и весьма незначительная часть – через систему Росприроднадзора; в 2013 г. все расходы были проведены через систему Минприроды России.