Водные ресурсы Российской Федерации составляют значительную часть национального богатства страны, но и во многом определяют количество и качество (ценность) данной группы природных активов всего мира.

Характерной особенностью Российской Федерации, в составе главных отличительных элементов, является огромный водно-ресурсный потенциал, густая речная сеть и обилие озер, принадлежащих бассейнам Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов, а также внутренних водоемов. Кроме того, страна имеет огромную протяженность водного побережья, составляющую порядка 60 тыс. км.

Как и в большинстве других стран мира, в России в количественном отношении пресные водные ресурсы слагаются из статических (вековых) и возобновляемых запасов. Процентное соотношение российских статических (вековых) запасов пресных вод в общемировых ресурсах варьирует по отдельным позициям на значительную величину. В частности, доля рек (их статических ресурсов) Российской Федерации от мирового уровня составляет более 20%, пресноводных озер – около 30%, болот и переувлажненных территорий – свыше одной четверти. Вместе с тем, вода в российских ледниках занимают менее 0,1% от общемировой величины этой группы водных ресурсов (подавляющая часть ледников сконцентрирована в Антарктиде и Гренландии).

В целом на Россию приходится порядка 20% мировых статических запасов/ресурсов пресной воды (без учета ледников и подземных вод). С учетов всех групп указанных запасов/ресурсов доля нашей страны в соответствующих активах мира невелика.

Что касается возобновляемых ресурсов, то наша страна входит в число семи стран мира – Бразилия, Россия, Канада, Китай, Перу, Индонезия и США – обладающих наибольшими подобными активами. В составе перечисленных государств, у каждого из которых объемы рассматриваемых ресурсов составляют почти или превышают 2 тыс. км3 в год, по их абсолютной величине Россия занимает второе место (после Бразилии), а в расчете на одного человека – четвертое (после Бразилии, Канады и Перу). На одного жителя Российской Федерации в средний по водности год приходится свыше 30 тыс. км3 речного стока в год. Это примерно в 3 раза больше чем в США и в 15 раз – чем в Китае.

Речной сток Российской Федерации, в подавляющей степени (примерно на 95%) формируемый на территории нашей страны, составляет в среднегодовом исчислении около 4,3 тыс. км3.

Для обеспечения потребности в водных ресурсах населения, промышленности и сельского хозяйства, речного судоходства и рыбного хозяйства, защиты населенных пунктов и объектов экономики от наводнений и других видов вредного воздействия вод в России создан и функционирует достаточно мощный водохозяйственный комплекс, включающий около 65 тыс. водохозяйственных объектов, в том числе около 30 тыс. регулирующих речной сток водохранилищ и прудов. В стране действует 37 крупных систем межбассейнового перераспределения водных ресурсов по каналам общей протяженности порядка 17 млрд. м3. Указанное перераспределение воды ведется, как правило, в вододефицитные регионы.

На территории Российской Федерации на начало 2013 г. было разведано свыше 11 тыс. месторождений (участков) подземных вод, из которых более 7 тыс. находится в эксплуатации. Общий объем оцененных запасов подземных вод, пригодных для хозяйственно-питьевого и производственно-технического водоснабжения, а также для орошения земель и обводнения пастбищ составляет 93 млн. м3/сутки. В 2012 г. на территории страны было разведано 1,5 тыс. новых месторождений/участка подземных вод. Кроме того, переоценены 0,4 тыс. и сняты с учета 0,15 тыс. месторождений (участков).

Прогнозные ресурсы подземных вод в России в настоящее время равняются почти 870 млн. м3 /сутки (немногим менее 320 км3 в год).

Все перечисленные группы, подгруппы и элементы водно-ресурсных активов и водного хозяйства, в принципе, создают надежные предпосылки социально-экономического развития страны не только в настоящее время, но и на отдаленную перспективу. Это особенно важно в условиях весьма вероятного нарастания дефицита пресной воды во многих регионах и странах мира, усиление борьбы за доступ к водным богатствам. Подобная ситуация повышает ресурсные позиции Российской Федерации в мировом сообществе. Приведенные глобальные тенденции являются одним из факторов, требующих серьезной корректировки отношения в нашей стране к водным ресурсам, их охране и неистощительному использованию, а также к водному хозяйству как таковому. Необходимо формирование и реализация водохозяйственной политики (включая ее водосберегающие и водоохранные аспекты), отвечающей как кратко- и среднесрочным потребностям, так и ожидаемой через несколько десятков лет ситуации и конъюнктуре, когда вода практически повсеместно может стать важнейшим природным активом.

Если говорить о водных условиях (водной обстановке), а также о водохозяйственных и водоохранных итогах 2012 г., то их можно кратко охарактеризовать следующим образом.

По данным Росгидромета водные ресурсы Российской Федерации в рассматримаемом году составили 4218 км3, что на 1,0% ниже среднего многолетнего значения. Большая часть этого объема – 4043 км3 – сформировалась в пределах России; 175 км3 воды поступило с территорий сопредельных государств.

Таким образом, в целом в 2012 г. водность рек на территории России снизилась на 181 км3, оставаясь в целом близкой к норме. Повышенная водность рек наблюдалась в 48 субъектах Российской Федерации общей площадью 10,1 млн. км22011 г. в 30 субъектах – на площади 12,3 млн. км2). Преимущественно высокая водность сохранилась или дополнительно повысилась в Европейской части России, за исключением крайнего юга и юго-востока, а также востока Азиатской части страны. На остальных территориях России, прежде всего на Урале и в Сибири, преобладала низкая водность рек (в отличие от повышенной водности в 2011 г.).

Если детализировать территориально распределение применительно к федеральным округам, то можно отметить следующее. Существенно повышенная водность наблюдалась на реках Северо-Западного, Центрального, Приволжского и Дальневосточного федеральных округов, близкая к норме – в Южном и Северо-Кавказском, значительно ниже средних многолетних значений – в Уральском и Сибирском федеральных округах.

Водные ресурсы бассейнов крупнейших рек России в 2012 г. в большинстве своем отличались от средних многолетних значений и от значений имевших место в 2011 г. В частности, в бассейне р. Северной Двины произошла резкая смена характера водности: существенно пониженная водность, наблюдавшаяся в 2011 г., повысилась до значения 18,8% выше нормы. В бассейне р. Печоры высокая водность сохранилась. В бассейне р. Терека водность оставалась несколько выше нормы, в то время как в бассейнах р. Дона и р. Кубани продолжалась фаза пониженной водности. В бассейне р. Волги водные ресурсы значительно увеличились по сравнению с 2011 г., но были близки к норме. В бассейне р. Оби водность значительно понизилась по сравнению с 2011 г., когда она была близка к норме. В бассейне р. Енисея повышенная водность сменилась пониженной. Пониженная водность, наблюдавшаяся на р. Лене в 2011 г., наоборот, повысилась. В бассейне р. Колымы сохранилась существенно повышенная водность (на 10,2% выше нормы), хотя сток и понизился по сравнению с прошлым годом. В бассейне р. Амура завершалась фаза пониженной водности и водность в 2012 г. практически достигла нормы.

По данным Росгидромета общее количество опасных гидрометеорологических явлений, включая агрометеорологические и гидрологические, в 2012 г. составило 987 ед., или на 30% больше, чем в 2011 г. При этом значительный ущерб различным отраслям экономики и жизнедеятельности населения в 2012 г. нанесли 469 опасных явления.

В 2012 г. на территории страны было зарегистрировано 1913 случаев экстремально высокого загрязнения (ЭВЗ) и высокого загрязнения (ВЗ), что почти на 9% меньше их суммарного числа в предыдущем году (2092 случая). ЭВЗ поверхностных вод в отчетном году были зафиксированы 459 раз на 100 водных объектах (в 2011 г. – 474 раза на 102 объектах). Число случаев ВЗ в 2012 г. составило 1454 на 216 водных объектах (в 2011 г. – 1618 случаев на 262 объектах). Следует отметить, что в предыдущие годы численные показатели как ЭВЗ, так и ВЗ имели устойчивую тенденцию к понижению.

В отчетном году, как и в предыдущие годы, наибольшую нагрузку испытывали водоемы/водотоки, находящиеся в бассейнах Волги, Оби и Амура. На их долю пришлось свыше 70% случаев ЭВЗ и ВЗ. Второй год подряд максимальное число ЭВЗ и ВЗ наблюдалось в бассейне Волги. На протяжении последних четырех лет сохраняется явная тенденция роста доли случаев ЭВЗ и ВЗ, приходящихся на бассейн этой реки, в общем количестве случаев экстремально высокого и высокого загрязнения в целом по России.

Что касается использования воды в отчетном 2012 г., то оно в значительной степени испытало разновекторное и разнородное воздействие ряда факторов. В частности, объем забора воды из природных водных объектов составил 72,1 млрд. м3, или 93% от уровня 2011 г., использования свежей воды – 56,9 млрд. м3, или 95% (в т.ч. на хозяйственно-питьевые нужды – 9 млрд. м3, или соответственно на 4%; производственные нужды – 34, или почти на 6%; орошение, обводнение и сельхозводоснабжение – около 8 млрд. м3 или уменьшение на 5% от уровня прошлого года).

Объем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения равнялся более 142 млрд. м3 и незначительно превысил уровень предыдущего года. Доля оборотного и повторно-последовательного использования воды в валовом водопотреблении на производственные нужды в 2012 г. была на уровне почти 81% (в 2012 г. – около 80%).

Сброс загрязненных сточных вод уменьшился до 15,7 млрд. м3, что составляет 98% к величине предыдущего года.

Если говорить о водоемкости всей экономики страны – то есть об отношении забора воды на все нужды к валовому общественному продукту (ВВП), исчисленному в рыночных ценах – то в ценах соответствующих лет она составила в 2012 г. 1,15 м3/тыс. руб. против 1,35 м3/тыс. руб. в 2011 г. (снижение на 15%). При исчислении данного показателя в постоянных ценах 2008 г. соответствующие абсолютные значения будут следующими: 1,68 м3/тыс. руб. – в 2012 и 1,81 м3/тыс. руб. в 2011 г. Таким образом, рассматриваемый показатель уменьшился при таком порядке исчисления на 7%.

Общая сумма всех видов затрат на охрану и рациональное использование водных ресурсов 2012 г. составила по оценке порядка 200 млрд. руб. В номинальном исчилении данные расходы находились примерно на уровне предыдущего года. Однако с учетом инфляционных процессов реальный объем «водных» издержек сократился. Особенно существенно снизились затраты на капитальный ремонт сооружений, установок и оборудования по охране и рациональному использованию водных ресурсовя.

Рассматриваемые совокупные затраты всех видов и из всех источников финансирования составляли в 2011 г. менее 0,4% по отношению к ВВП, исчисленному в рыночных ценах. В 2012 г. это отношение снизилось до 0,3%.

Если говорить о доле водоохранных и водосберегающих издержек в общей сумме учитываемых (официально идентифицируемых) затрат на охрану окружающей природной среды и рациональное использование природных ресурсов, то в течение последних лет она сохранялась на уровне примерно 45-50%. Иначе говоря, совокупные издержки на охрану и рациональное использование водных ресурсов, несмотря на небольшие колебания их доли от года к году, в целом доминировали в общих природоохранных расходах государства. Они ощутимо превышали затраты на охрану атмосферного воздуха, земельных, лесных, биологических ресурсов, регулирование обращения отходов и т.д.

Величина инвестиций в основной капитал, связанных с осуществлением мероприятий по охране и рационализации водопользования по данным Росстата превысила в 2012 г. в текущих ценах 52 млрд. руб. По сравнению с 2011 г. как в текущих, так и в сопоставимых ценах имел место определенный рост.

Суммарная величина доходов федерального бюджета в виде водного налога, платежей за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и платежей за негативное воздействие на водные объекты в 2012 г. равнялась 14,52 млрд. руб. против 14,65 млрд. руб. в 2011 г.

Объем расходов федерального бюджета по подразделу «Водные ресурсы» Раздела «Национальная экономика» в 2011 г. составлял 15,2 млрд. руб. В 2012 г. эта величина достигла 22,0 млрд. руб. Иначе говоря, имел место значительный рост расходов, даже с учетом поправок на инфляционные процессы (т.е. с поправкой на изменение цен). Подавляющая часть этих расходов приходилась на долю Федерального агентства водных ресурсов.

Если абстрагироваться от влияния тактических факторов, в частности, экономического кризиса 2008-2009 гг., а также постепенного и неоднозначного выхода из него в 2010-2012 гг., то регулирование использования, охрана, количественное и качественное восстановление водных ресурсов и т.п. в Российской Федерации характеризуются рядом объективных и субъективных целей и конкретных задач. Можно напомнить, например, что, несмотря на общую высокую водообеспеченность нашей страны, в отдельных регионах наблюдается дефицит водных ресурсов, возникающий в основном в маловодные периоды. Возникновение дефицита обусловлен в первую очередь:

  • неравномерностью распределения водных ресурсов по территории Российской Федерации и его несовпадение с региональной концентрацией основной хозяйственной активности и проживания подавляющей части населения страны;
  • недостаточностью уровня эффективности использования водных ресурсов на отдельных водохозяйственных участках;
  • ограниченностью регулирующих возможностей водохранилищ для удовлетворения ресурсный потребности населения, промышленности, сельского хозяйства, рыбного хозяйства, внутреннего водного транспорта.

В частности, особо острый дефицит водных ресурсов для обеспечения нужд питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения складывается в периоды малой водности в Республике Калмыкия, Белгородской и Курской областях, Ставропольском крае, отдельных районах Южного Урала и юга Сибири, а также для обеспечения сельскохозяйственных нужд на территории Саратовской, Астраханской, отдельных частях Волгоградской и Оренбургской областей, на Северном Кавказе.

В ряде случаев возникновение дефицита обусловлено некомплексным подходом к использованию водных объектов (конкретных водных ресурсов). В частности, ощутимые проблемы периодически возникают в низовьях р. Волги, где требуется системное переустройство водохозяйственного комплекса для оптимизации использования водных ресурсов в целях водоснабжения населения, сельскохозяйственного производства, рыбного хозяйства, сокращения холостых сбросов и потерь при выработке электроэнергии на гидроэлектростанциях Волжско-Камского каскада, а также в целях сохранения уникальной экосистемы Волго-Ахтубинской поймы и дельты р. Волги. Сложная водохозяйственная ситуация систематически складывается также в бассейнах рек Кубани и Терека, а также в целом ряде иных регионов.

Весьма серьезные вопросы предстоит решить в области водоснабжения населения качественной питьевой водой. Из общего объема воды, подаваемой в централизованные системы водоснабжения населенных пунктов, через системы водоподготовки в настоящее время пропускается всего лишь порядка 60%; в сельских населенных пунктах этот показатель не превышает 20%. При этом две трети сельских поселений вообще не имеют водопроводов.

По приведенной в настоящем Докладе информации около 10% жителей страны вынуждено использовать для питьевых целей недоброкачественную воду. Население ряда регионов страдает от недостатка питьевой воды и отсутствия связанных с этим надлежащих санитарно-бытовых условий. Некачественную по санитарно-химическим и микробиологическим показателям питьевую воду потребляет часть населения в Республике Ингушетия, Республике Калмыкия, Республике Карелия, Карачаево-Черкесской Республике, в Приморском крае, в Архангельской, Курганской, Саратовской, Томской и Ярославской областях, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и Чукотском автономном округе.

Лишь 81% поселков городского типа имеют канализацию; по сельским населенным пунктам этот уровень составляет всего 5%. При этом далеко не весь объем отводимых сточных вод пропускается через очистные сооружения хотя бы с первичной очисткой.

Значительное количество водохозяйственных участков на территории Российской Федерации характеризуется высокой степенью загрязнения водных объектов и низким качеством воды. Наиболее напряженная ситуация, вызванная загрязнением поверхностных водных объектов, сложилась в бассейнах рек Волга, Обь, Енисей, Амур, Северная Двина и Печора. Загрязнены также поверхностные воды бассейнов рек Дон, Кубань, Терек и рек бассейна Балтийского моря.

Общая площадь паводкоопасных районов на территории Российской Федерации по имеющимся оценкам достигает 400 тыс. кв. км, из которых ежегодно затапливаются до 50 тыс. кв. км. Затоплению подвержены отдельные территории почти 750 городов, в том числе более 40 крупных, тысячи населенных пунктов с населением около свыше 4 млн. человек, хозяйственные объекты и более 7 млн. га сельскохозяйственных угодий.

Паводкоопасными районами являются Приморский и Хабаровский края, Сахалинская и Амурская области, Забайкалье, Средний и Южный Урал, низовья р. Волги, Северный Кавказ, Краснодарский край, а также Западная и Восточная Сибирь.

Серьезной проблемой является абразия берегов водохранилищ. В зонах опасного разрушения берегов в России находятся 450 населенных пунктов. Основными последствиями разрушения берегов являются выведение из землепользования значительных площадей сельскохозяйственных и лесных угодий, а также развитие оползневой опасности на застроенных территориях.

Одним из наиболее распространенных проявлений негативного воздействия вод в Российской Федерации, характеризующихся значительным масштабом наносимого ущерба, является подтопление селитебных территорий и массивов земель сельскохозяйственного освоения.

Особого внимания требует решение проблем в низовьях р. Волги и бассейне р. Амура. В частности, одной из наиболее важных водохозяйственных задач на Нижней Волге является формирование оптимального гидрологического режима ниже Волгоградского гидроузла, прежде всего в Волго-Ахтубинской пойме и дельте р. Волги.

Не менее важной задачей является создание и поддержание условий обводнения западных подстепных ильменей.

Необходимы также защита застроенных берегов р. Волги от размыва и затопления, восстановление малых водотоков, поддержание судоходных глубин на отдельных участках коренного русла р. Волги, а также защита отдельных территорий от подтопления.

В целом в низовьях р. Волги требуется системное переустройство водохозяйственного комплекса для оптимизации использования водных ресурсов в целях водоснабжения населения, сельскохозяйственного производства, рыбного хозяйства, сокращения холостых сбросов и потерь выработки электроэнергии на гидроэлектростанциях Волжско-Камского каскада, а также сохранения уникальной экосистемы Волго-Ахтубинской поймы и дельты р. Волги.

Сложная водохозяйственная ситуация складывается также на реках бассейна р. Амура, который традиционно относится к одним из наиболее паводкоопасных районов в России. Среди наиболее существенных факторов, влияющих на экологическое состояние рыбохозяйственных водных объектов бассейна, являются сточные воды промышленных, жилищно-коммунальных и сельскохозяйственных объектов. Ухудшение качества воды в р. Амуре обусловливает снижение рыбохозяйственного и рекреационного потенциалов.

Размыв берегов на реках бассейна р. Амура (Аргунь, Амур и Уссури) увеличивает неустойчивость русла и ведет к интенсивному проявлению русловых деформаций. Активизация таких процессов значительно повышает риски для освоенных территорий и требует адекватных мер инженерной защиты.

Итоги последних лет свидетельствуют о необходимости значительного повышения внимания к техническому состоянию гидротехнических сооружений (ГТС), оперативной ликвидации аварийного состояния многих из них. Требуется обеспечить финансирование восстановления комплексов гидротехнических сооружений и эксплуатационных затрат по ним до нормативного уровня обеспечения безопасности. Следует принять практические шаги по ликвидации бесхозяйных ГТС. Также стоит задача повысить эффективность надзора за своевременным декларированием безопасности ГТС.

Как известно, в целях устранения преречисленных недостатков и решения иных проблем в еще 2009 г., была утверждена Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года и план мероприятий по ее реализации (см. распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 г. № 1235-р). Указанные документы определили основные направления по ликвидации негативных явлений в функционировании водохозяйственного комплекса страны на ближайшую перспективу.

Следует напомнить, что конкретными стратегическими целями и приоритетными направлениями согласно данной Стратегии являются три аспекта:

1) гарантированное обеспечение водными ресурсами населения и отраслей экономики, предусматривающее в свою очередь:

  • повышение рациональности использования водных ресурсов;
  • ликвидацию дефицита водных ресурсов;
  • обеспечение населения Российской Федерации качественной питьевой водой;

2) охрана и восстановление водных объектов;

3) обеспечение защищенности от негативного воздействия вод.

Реализация поставленных целей и задач осуществляется, исходя из следующих элементов и решения конкретных вопросов.

Гарантированное обеспечение водными ресурсами населения и отраслей экономики, т.е. удовлетворение потребностей объектов экономики и нужд граждан в водных ресурсах (в необходимых количественных параметрах и соответствующего качества) должно осуществляться, в первую очередь, на основе оптимизации водопользования и за счет:

  • обеспечения комплексного использования водных объектов на основе схем комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО);
  • всемерной экономии забранной воды, повышения рациональности водопользования, снижения потерь воды и др.;
  • повсеместного обеспечения населения качественной питьевой водой и ряда других направлений работы.

В числе конкретных направлений деятельности по рассматриваемому направлению работы в данном случае попадают:

  • расширение использования подземных вод для обеспечения населения питьевой водой и создания на их основе резервных источников водоснабжения поселений;
  • ремонт, модернизация, реконструкция и строительство водохозяйственных систем, водохранилищ, гидротехнических сооружений и других водохозяйственных объектов, обеспечивающих сохранение и прирост водных ресурсов;
  • повышение эффективности использования водных ресурсов для целей гидроэлектроэнергетики с учетом необходимости сбалансированного удовлетворения потребностей в водных ресурсах других отраслей экономики, в первую очередь, в маловодные периоды;
  • ремонт, строительство, расширение, повышение технического уровня и надежности функционирования систем водоснабжения и водоотведения городов поселков с обеспечением подачи жителям питьевой воды, отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям;
  • систематическая расчистка и углубление русел рек и других водоемов для целей внутреннего водного транспорта, борьбы с заиливанием и зарастанием водных объектов;
  • организация и обустройство зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения; строгого соблюдения установленных санитарных правил и норм (СанПиН) и др.

Повышение рациональности водопользования достигается снижением потерь воды при транспортировке, сокращением удельного потребления воды в технологических процессах, на хозяйственно-бытовые нужды. При этом снижение потерь воды в водоподводящих и водоотводящих системах ЖКХ и АПК требует реконструкции и модернизации водопроводно-канализационных объектов, восстановления и устройства облицовки каналов, реконструкции оросительных сетей, внедрения современных водосберегающих технологий и оборудования.

Снижение удельного потребления водных ресурсов в технологических процессах достигается расширением использования систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, внедрением водосберегающих технологий в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве и других отраслях.

В этих целях необходимо:

  • осуществить на основе новейших технологических решений реконструкцию и модернизацию находящихся в госсобственности систем водоподачи в целях снижения потерь воды;
  • реализовать комплекс экономических и административных мер по стимулированию приборного учета водных ресурсов и пропаганде необходимости оборудования имеющегося жилищного фонда счетчиками воды, обеспечить системами учета воды вновь вводимые объекты капитального строительства;
  • установить прогрессивную шкалу платы за изъятие водных ресурсов сверх установленных норм водопотребления, в первую очередь для рентабельных производств и физических лиц с высоким уровнем доходов (значительной недвижимой собственностью);
  • ввести льготные ставки платы за изъятие водных ресурсов для систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения в целях расширения их функционирования;
  • обеспечить льготное кредитование отдельных мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, оросительных систем и внедрению инновационных маловодных технологий на условиях сниженных процентных ставок за кредит с использованием механизмов субсидирования и предоставлением частичной или полной компенсации процентной ставки банковского кредита и части его стоимости за счет бюджетных средств при условии, что кредиты привлекаются на приобретение современных технологий и технических средств;
  • использовать возможности государственно-частного партнерства (в т.ч. на основе долгосрочной аренды, аутсорсинга, концессий и т.д.).

Рост эффективности использования водных ресурсов водохранилищ и водохозяйственных систем будет способствовать адаптации водохозяйственного комплекса к функционированию в наиболее неблагоприятных условиях – в периоды затяжного маловодья.

В регионах, испытывающих дефицит водных ресурсов, должны быть осуществлены строительство и реконструкция гидроузлов для создания дополнительных регулирующих емкостей водохранилищ и увеличения водоотдачи, реконструкция водохозяйственных систем, проведение поисковых работ, постановка на госучет и вовлечение в хозяйственный оборот запасов пресных подземных вод, строительство групповых водопроводов и другие меры по развитию ВХК страны.

Для обеспечения населения качественной питьевой водой должен быть предусмотрен комплекс взаимоувязанных мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями промышленности, финансового сектора, научными организациями и направленных на бесперебойное обеспечение населения страны чистой водой.

Учитывая высокую капиталоемкость сектора водоснабжения и водоотведения, а также длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов, развитие систем водоснабжения и водоотведения в средних и мелких населенных пунктах и сельской местности должно обеспечиваться с помощью государственных инвестиций в форме софинансирования региональных программ.

Также должны реализовываться мероприятия по нормативно-правовому обеспечению в области снабжения населения чистой питьевой водой, прежде всего в части установления требований к качеству питьевой воды, технологическим системам и производственным процессам, информационно-аналитическому сопровождению и мониторингу реализации программы, пропаганде и информированию населения о достигнутых результатах.

Защита от негативного воздействия и улучшение качественного состояния водных объектов возможно при реализации мер по снижению антропогенной нагрузки на эти объекты, их восстановлению, ликвидации накопленного экологического ущерба, а также осуществлению мер по охране от загрязнения подземных вод.

Основными направлениями действий, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки на водные объекты, являются сокращение поступления в них загрязняющих веществ в составе сточных вод путем строительства и реконструкции очистных сооружений на предприятиях промышленности и ЖКХ, организация и очистка поверхностного стока с селитебных территорий и промышленных площадок, обустройство зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и водоохранных зон водных объектов, осуществление противоэрозионных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения и др.

Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод и снижение ущерба от них необходимо осуществить путем проведения мер, направленных на формирование эффективных систем предупреждения и защиты от наводнений в границах речных бассейнов.

Для обеспечения защищенности от негативного воздействия вод необходимо:

  • cформировать информационно-прогностические системы, интегрированные с подсистемами гидрометеорологического мониторинга, прогнозов и оповещения, обеспечивающие принятие ситуационных решений по регулированию режимов водохранилищ, управлению инженерными сооружениями и иных мер, направленных на предупреждение и смягчение последствий наводнений;
  • регламентировать хозяйственную деятельность на территориях, подверженных периодическому затоплению, в том числе расположенных в нижних бьефах гидроузлов, предусматривая законодательное определение паводкоопасных территорий как территорий с особыми условиями их использования для осуществления градостроительной деятельности, установление порядка их зонирования и формирование системы ограничений на ведение хозяйственной деятельности;
  • обеспечить целевую господдержку строительства объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, для обеспечения инженерной защиты от негативного воздействия вод (дамб обвалования, систем дренажа, берегоукрепительных и иных сооружений) при отсутствии таких альтернативных и экономически обоснованных вариантов, как переселение, вынос объектов, трансформация сельхозугодий и других; условием софинансирования строительства указанных объектов является наличие принятых субъектами РФ и муниципальными образованиями согласованных планов и программ по обеспечению безопасности ГТС;
  • повысить эксплуатационную надежность и безопасность ГТС, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, и бесхозяйных ГТС за счет субсидий федерального бюджета на капитальный ремонт и реконструкцию ГТС. Приоритетом является обеспечение финансирования капитального ремонта и реконструкции потенциально опасных ГТС, находящихся в аварийном состоянии;
  • стимулировать сокращение количества бесхозяйных ГТС путем предоставления хозяйствующим субъектам прав обособленного пользования водным объектом, образованным вследствие создания ГТС;
  • осуществить ряд других мероприятий.

Основными направлениями совершенствования государственного регулирования/управления в области использования и охраны водных объектов являются развитие принципов интегрированного управления водными ресурсами, механизмов обеспечения сбалансированного развития ВХК страны, усиление роли России в решении глобальных проблем в области использования и охраны водных ресурсов.

Формирование системы государственного управления использованием и охраной водных объектов, включая разработку схем комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО), нормативов допустимого воздействия на водные объекты, учитывающих региональные особенности и индивидуальные характеристики водных объектов, а также разработку новых и актуализацию действующих правил использования водохранилищ с учетом изменений их морфометрических характеристик, параметров притока, состава и потребностей пользователей водохозяйственного комплекса, обеспечит переход к интегрированному управлению водными ресурсами в границах речных бассейнов.

Что касается развития и совершенствования системы государственного мониторинга водных объектов, включая развитие и модернизацию государственной наблюдательной сети, то здесь требуется обратить первоочередное внимание на следующее.

Для представления объективной информации об использовании забранной воды и других видах водопользования, качестве природных вод, состоянии водохозяйственных систем и т.д. в принципе необходимы: масштабные и продуманные мероприятия, а также финансовые ресурсы; организация мониторинга раннего обнаружения высокого и экстремально высокого загрязнения вод; оснащение лабораторий современным оборудованием и приборами; установка технических средств наблюдения на водохозяйственных системах и сооружениях; внедрение механизма обмена информацией с организациями, осуществляющими мониторинг загрязнения вод и контроль качества водных ресурсов.

Повышение технологического уровня государственной наблюдательной сети, предусматривающее внедрение автоматизированных многопараметрических измерительно-информационных комплексов, современных беспроводных коммуникаций, новых информационных технологий обработки и анализа данных с постов наблюдательной сети, а также методов дистанционного мониторинга, требует интенсификации разработок новых высокотехнологичных технических и программных продуктов, основанных на российской промышленной базе.

В рамках совершенствования мониторинга подземных вод должно быть предусмотрено создание информационно-аналитической системы и автоматизированных средств учета ресурсов и запасов подземных вод, оптимизация государственной опорной наблюдательной сети и актуализация нормативно-методической базы ведения государственного мониторинга состояния недр.

Необходимыми условиями развития кадрового потенциала водохозяйственного комплекса являются совершенствование системы управления подготовки кадров, переоснащение учебно-лабораторной базы образовательных учреждений, открытие новых направлений и специальностей, разработка и внедрение новых образовательных стандартов и программ обучения, соответствующих потребностям развития водного хозяйства. Вместе с тем предстоит реализовать мероприятия по формированию профессиональной культуры и ценностных ориентиров, созданию системы стимулов для привлечения и закрепления в отрасли специалистов с высшим и средним специальным образованием.

Для развития кадрового потенциала необходимо решить следующие задачи:

  • создание территориально-распределенной системы подготовки и переподготовки кадров с учетом специфических условий территорий в зонах деятельности бассейновых водных управлений;
  • объединение учебно-образовательных ресурсов и программ в единую общероссийскую систему непрерывного водохозяйственного образования, обеспечение в ее рамках применения инновационных технологий и методов обучения специалистов;
  • интеграция научно-исследовательских и образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования в профильные учебно-исследовательские комплексы;
  • реализация ряда других проектов и направлений работы.

В целях повышения информированности населения об основных направлениях развития водохозяйственного комплекса и о принимаемых органами государственной власти управленческих решениях, его (населения) образования и просвещения в рассматриваемой области знаний должна быть осуществлена реализация комплекса информационно-коммуникационных мероприятий и пропаганды с использованием доступных и распространенных на сегодняшний день технологий по связям с общественностью и развитие многостороннего диалога всех заинтересованных участников.

Конкретным выражением всего вышеизложенного в 2012 г. стало, в частности принятие Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» (утверждена Постановлением Правительства России от 19.04.2012 г. № 350).

Государственными заказчиками этой Программы выступило Минприроды России, Минсельхоз России, Росводресурсы, Росгидромет, Росрыболовство. Госзаказчик-координатор Программы – Минприроды России.

Объем финансирования Программы в 2012-2020 гг. за счет всех источников составит 523,0 млрд. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета – 291,7 млрд. руб.; за счет средств консолидированных бюджетов субъектов РФ – 108,1 млрд. руб., за счет средств из внебюджетных источников – 123,2 млрд. руб.

Ожидается, что в результате реализации Программы будет иметь место:

  • гарантированное обеспечение водными ресурсами текущих и перспективных потребностей населения и объектов экономики России;
  • создание условий для обеспечения благоприятных экологических условий для жизни населения, развития сферы услуг в области водного туризма и рекреации;
  • увеличение природоохранной инвестиционной активности в промышленности и ЖКХ;
  • сокращение водоемкости производства и снижение непроизводительных потерь водных ресурсов, повышение энергоэффективности российской экономики (экономия затрат на электроэнергию, потребляемую для доставки водных ресурсов до конечного потребителя, до 15-20 млрд. рублей в год);
  • повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод (вероятный предотвращенный ущерб от негативного воздействия вод 960 млрд. руб.).

При этом основными целями Программы на период до 2020 года являются:

  • гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации;
  • сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;
  • обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.

Для достижения гарантированного обеспечения водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития России планируется решить следующие задачи:

  • ликвидация дефицитов водных ресурсов в вододефицитных регионах Российской Федерации;
  • повышение рациональности использования водных ресурсов.

Приказом Минприроды России № 222 от 31.08.2012 г. был утвержден план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по реализации ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» на 2012-2014 годы». Приказом было поручено ФГБУ «Информационно-аналитический центр развития водохозяйственного комплекса» организовать проведение открытых конкурсов на право заключения контрактов на выполнение НИОКР по реализации ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» для госнужд за счет средств федерального бюджета, согласно утвержденному плану. Планом предусматривается разработка 54 базовых проектов по 11 направлениям научных исследований:

1. Научные исследования, направленные на изучение проблем формирования и оценки водных ресурсов;

2. Научные исследования в области правового обеспечения и государственного управления.

3. Научные исследования в области экономики водопользования.

4. Научные исследования интегрированного управления использованием и охраной водных объектов.

5. Научные исследования проблем качества вод.

6. Научные исследования в области предотвращения негативного воздействия вод.

7. Научно-аналитическое обоснование совершенствования функционирования водного реестра.

8. Научные исследования в области совершенствования государственного мониторинга водных объектов.

9. Научные исследования, направленные на решение региональных водохозяйственных проблем.

10. Научные исследования по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

11. Научные исследования по разработке правил использования водохранилищ комплексного назначения.

Следует также отметить, что помимо выполнения упомянутой и некоторых других федеральных целевых программ, одной из актуальнейших задач развития водохозяйственного/водоохранного комплекса России было и остается продолжение своевременной подготовки и принятия дополнительных нормативно-правовых актов, вытекающих из Водной стратегии России, Водного кодекса Российской Федерации, основополагающих документов, определяющих и регламентирующих общегосударственную социально-экономическую политику, а также соблюдение внешних интересов и международных обязательств страны.