Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2012 г. № 350 «О федеральной целевой программе «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах».

Государственными заказчиками Программы являются: Минприроды России, Минсельхоз России, Росводресурсы, Росгидромет, Росрыболовство.

Координатор Программы и основной разработчик - Минприроды России.

Цели Программы:

  • гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации;
  • сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;
  • обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.

Задачи Программы:

  •  ликвидация локальных дефицитов водных ресурсов в вододефицитных регионах Российской Федерации;
  • повышение рациональности использования водных ресурсов;
  • сокращение негативного антропогенного воздействия на водные объекты;
  • восстановление и экологическая реабилитация водных объектов;
  • повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) путем их приведения к безопасному техническому состоянию;
  • обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод сооружениями инженерной защиты;
  • развитие и модернизация системы государственного мониторинга водных объектов.

Важнейшие целевые показатели и индикаторы Программы:

  • численность населения, проживающего в районах возникновения локальных вододефицитов, надежность обеспечения водными ресурсами которого повышена, - 6,3 млн. человек в период с 2012 по 2020 год;
  • сокращение доли загрязненных сточных вод в общем объеме сброса в поверхностные водные объекты сточных вод, подлежащих очистке, - с 88,6% в 2012 г. до 45,2% в 2020 г.;
  • увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, с 68,3% в 2012 г. до 85% в 2020 г.;
  • увеличение доли гидротехнических сооружений, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности с 17,6% в 2012 г. до 97,1% в 2020 г.;
  • количество модернизированных и вновь открытых гидрологических постов и лабораторий, входящих в состав государственной наблюдательной сети Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, - 3600 ед.;
  • увеличение доли модернизированных и новых гидрологических постов и лабораторий, входящих в состав государственной наблюдательной сети Росгидромета, в общем количестве постов и лабораторий с 7% в 2012 г. до 85% в 2020 г.;
  • количество вновь созданных водохранилищ и реконструированных гидроузлов на действующих водохранилищах комплексного назначения, а также магистральных каналов и трактов водоподачи для повышения их водоотдачи - 72 ед.;
  • протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления - 1678,2 км;
  • количество проектов по строительству (реконструкции) комплексов очистных сооружений и систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, реализованных с помощью механизма субсидирования процентных ставок по кредитам, - 225 ед.;
  • протяженность восстановленных и экологически реабилитированных водных объектов - 4350 км;
  • количество гидротехнических сооружений, приведенных в безопасное техническое состояние, - 2400 ед.

Объем и источники финансирования Программы:

  • объем финансирования Программы в 2012 - 2020 гг. за счет всех источников составит 523,3 млрд. рублей, в том числе:
  • за счет средств федерального бюджета - 291,6 млрд. рублей;
  • за счет средств консолидированных бюджетов субъектов РФ - 108,6 млрд. рублей;
  • за счет средств из внебюджетных источников - 123,2 млрд. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности:

  • гарантированное обеспечение водными ресурсами текущих и перспективных потребностей населения и объектов экономики Российской Федерации;
  • создание условий для обеспечения благоприятных экологических условий для жизни населения, развития сферы услуг в области водного туризма и рекреации;
  • увеличение природоохранной инвестиционной активности в промышленности и жилищно-коммунальном хозяйстве;
  • сокращение водоемкости производства и снижение непроизводительных потерь водных ресурсов, повышение энергоэффективности российской экономики (экономия затрат на электроэнергию, потребляемую для доставки водных ресурсов до конечного потребителя, - до 15-20 млрд. рублей в год);
  • повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод (вероятный предотвращенный ущерб от негативного воздействия вод - 960 млрд. рублей).

Методическое, информационно-аналитическое и организационное сопровождение Программы осуществляется дирекцией по реализации ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» (далее - дирекция Программы). Функции дирекции Программы возложены на ФГБУ «Информационно-аналитический центр развития водохозяйственного комплекса», подведомственное Минприроды России.

Дирекция Программы выполняет следующие основные функции: собирает и систематизирует статистическую и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы; организует по поручению государственных заказчиков Программы оценку выполняемых проектов и региональных программ субъектов Российской Федерации; осуществляет мониторинг показателей результативности и эффективности мероприятий Программы, их соответствия целевым индикаторам и показателям; внедряет и обеспечивает применение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения, а также осуществляет информационное обеспечение специализированного сайта в сети Интернет; выполняет функции государственного заказчика по мероприятиям Программы, закрепленным за Минприроды России, по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также по мероприятиям, направленным на просвещение и информирование населения по вопросам использования и охраны водных объектов.

Создание дирекции Программы обусловлено высоким уровнем социально-экономической значимости результатов реализации программных мероприятий, их межотраслевым и межведомственным характером, масштабностью проводимых мероприятий, необходимостью координации деятельности и осуществления оперативного взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации на всей территории РФ, а также долгосрочным периодом реализации Программы.

Для решения региональных задач, связанных с гарантированным обеспечением водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, сохранением и восстановлением водных объектов, обеспечением защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод, предусматривается предоставление бюджетам субъектов РФ субсидий на софинансирование соответствующих расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований по реализации мероприятий региональных целевых программ, аналогичных Программе по целям и задачам.

Постановление Правительства РФ от 26 июня 2012 г. № 640 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Чистая вода» на 2011 - 2017 годы».

Утверждаются изменения, которые вносятся в федеральную целевую программу «Чистая вода» на 2011 - 2017 гг., утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. № 1092.

Предоставление и распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий региональных программ в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий региональных программ в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, приведенными в приложении №3.

Средства федерального бюджета, предусматриваемые на поддержку региональных программ, предоставляются в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий региональных программ в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Субсидия предоставляется бюджету субъекта Российской Федерации на следующих условиях:

а) наличие утвержденной региональной программы, соответствующей требованиям, установленным Программой;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации по финансированию мероприятий региональной программы, в том числе по строительству (реконструкции) централизованных и локальных систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

в) обязательство субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по финансированию строительства (реконструкции) объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), заявленных на софинансирование за счет субсидии в рамках реализации мероприятий региональной программы;

г) обязательство субъекта Российской Федерации обеспечить соответствие значений показателей результативности, установленных региональными программами (мероприятиями программ), иными нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, значениям показателей результативности предоставления субсидий, устанавливаемым Министерством регионального развития Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при заключении соглашения о предоставлении субсидии;

д) наличие утвержденной проектной документации на объекты капитального строительства, имеющей положительное заключение государственной экспертизы и положительное заключение о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства;

е) обеспечение субъектом Российской Федерации финансирования мероприятий региональной программы за счет средств внебюджетных источников в соответствии с соотношением предельных (прогнозных) объемов финансирования Программы за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, приведенных в приложении N 5 к Программе, а также предоставление субъектом Российской Федерации документов, подтверждающих привлечение средств внебюджетных источников в указанных объемах на финансирование мероприятий региональной программы.»;

Критерием отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии является наличие у него региональной программы, прошедшей конкурсный отбор.

Порядок и условия конкурсного отбора региональных программ для предоставления субсидий устанавливаются Минрегионразвития России.

Субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий региональных программ, предусматривающих строительство (реконструкцию) централизованных и локальных систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, используемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) предусматривающих предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование аналогичных мероприятий муниципальных программ (далее - расходные обязательства субъектов Российской Федерации).

Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 70% и ниже 35%.

Постановление Правительства РФ от 25 июля 2012 г. № 769 «Об определении уполномоченных федеральных органов исполнительной власти на выдачу разрешений на проведение работ по созданию искусственного земельного участка».

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

  1. Установить, что Федеральное агентство морского и речного транспорта является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выдачу разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка в случае создания искусственного земельного участка в границах морских портов и (или) на основании решения Правительства Российской Федерации о строительстве или расширении морского порта.
  2. Установить, что Министерство регионального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выдачу разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка в случае создания искусственного земельного участка на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 6 сентября 2012 г. № 884 «Об установлении охранных зон для гидроэнергетических объектов».

Утверждены Правила установления охранных зон для гидроэнергетических объектов.

1. Охранные зоны устанавливаются вдоль плотины гидроэнергетического объекта на водном пространстве от водной поверхности до дна между береговыми линиями при нормальном подпорном уровне воды в верхнем бьефе и среднемноголетнем уровне вод в период, когда они не покрыты льдом, - в нижнем бьефе, ограниченном параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны от оси водоподпорного сооружения на расстоянии:

а) для объектов высокой категории опасности - 500 м в верхнем и нижнем бьефе гидроузла;

б) для объектов средней категории опасности - 350 м в верхнем и нижнем бьефе гидроузла;

в) для объектов низкой категории опасности - 200 м в верхнем и нижнем бьефе гидроузла.

2. Охранные зоны устанавливаются вдоль береговой линии водного объекта в верхнем и нижнем бьефе гидроузла в виде земельной полосы на пойме шириной 20 м, если частью 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации не установлены иные размеры береговой полосы, протяженность которой равна расстояниям от оси водоподпорного сооружения, устанавливаемым в соответствии с пунктом «1» настоящих требований.

Постановление Правительства РФ от 11 октября 2012 г. № 1039 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления водных объектов в пользование и ведения государственного водного реестра».

Утверждены изменения, которые вносятся в следующие акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления водных объектов в пользование и ведения государственного водного реестра:

  • в правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 844;
  • в постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 г. № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона»;
  • в Положение о ведении государственного водного реестра, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. № 253 «О порядке ведения государственного водного реестра»;
  • в Правила подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования».