Задачей государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов является обеспечение соблюдения:

  1. требований к использованию и охране водных объектов;
  2. особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников водоснабжения;
  3. иных требований водного законодательства.

Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти – Росприроднадзором Минприроды России (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов).

В 2012 г. Росприроднадзором продолжались проверки по соблюдению водного законодательства. Количество проведенных органами Росприроднадзора мероприятий по водному надзору в 2012 г. сократилось по сравнению с 2011 г. почти на 15% – с 9038 до 7821. В тоже время количество выявленных нарушений в сфере водного надзора осталось практически на том же уровне – 4470 нарушений в 2011 г. и 4349 – в 2012 г. По всем видам контрольно-надзорной деятельности было проведено 19 тыс. проверок, т.е. доля проверок в сфере водного надзора в 2012 г. составила более 41% от общего числа проверок.

Следует отметить, что Росприроднадзор значительно превысил плановые значения 2012 г. (утвержденные Минприроды России) по показателю «доля пользователей, снизивших массу загрязняющих веществ в сточных водах, в общем числе проверенных водопользователей» с 4,6 до 18,6% (рис. 6.5).

Рисунок 6.5 – Выполнение прогнозных показателей деятельности Росприроднадзора в 2012 г., связанных водным надзором


   

Основными нарушениями природоохранного законодательства являются:

  • движение и стоянка автотранспортных средств в пределах водоохраннных зон вне дорог и специально оборудованных мест, имеющих твердое покрытие, а также мойка автомашин;
  • самовольное занятие территорий прибрежных защитных полос водных объектов;
  • незаконная добыча общераспространенных полезных ископаемых (песок, щебень) в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов;
  • захламление земельных участков в границах водоохранных зон, захоронение отходов в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов;
  • пользование водным объектом без разрешительных документов;
  • сброс неочищенных сточных вод в водные объекты.

Для устранения выявленных нарушений инспекторами Росприроднадзора выдавались предписания, и проводился контроль за их исполнением.

В рамках ведения дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 7.6, 8.12, 8.13, 8.14, 8.15, 8.42), в 2012 г. возбуждено 5800 дел, наложено 6854 административных штрафа на общую сумму 74630,95 тыс. руб.

Территориальными органами Росприроднадзора проводились проверки выполнения органами исполнительной власти субъектов РФ переданных им полномочий Российской Федерации в области водных отношений. При обнаружении нарушений органам исполнительной власти субъектов Федерации выдавались предписания на их устранение. Анализ результатов проверок 2010, 2011 и 2012 гг. в большинстве субъектов РФ показывает улучшение качества исполнения переданных полномочий в области водных отношений.

В 2012 г. Росприроднадзором проводились проверки по соблюдению законодательства и международных норм и стандартов в области морской среды, территориального моря, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации. Росприроднадзором и его территориальными органами в 2012 г. были проведены надзорные проверки на континентальном шельфе по 17 лицензиям. Основной проблемой при освоении континентального шельфа является невыполнение установленных объемов бурения, отсутствие согласованной проектной документации и государственной экологической экспертизы проекта.

В 2012 г. деятельность Росприроднадзора оценивалась по 7-ми показателям, утвержденным приказом Минприроды России № 208. Среди которых «доля проверенных морских объектов из общего количества подконтрольных объектов» и «количество мероприятий по обеспечению доказательной базы контрольно-надзорной деятельности на море». При плановых значениях на 2012 г. 4 и 101% фактически органами Росприроднадзора было достигнуто значительное превышение первого показателя в 3 раза (с 4 до 12%). Второй показатель был выполнен на 105,3%.

При расчетном нормативе 11 проверок на одного инспектора, по факту в 2012 г. приходилось 24 проверки, что не может не отразиться на качестве проведения контрольных мероприятий. В 2012 г. Росприроднадзором разработан механизм нормирования численности служащих, в основу которого положены три основных критерия: количество поднадзорных объектов; объем и набор выполняемых мероприятий; норматив времени на исполнение функции.

Предметом особого контроля для Росприроднадзора является озеро Байкал. В августе 2012 г. Правительством РФ утверждена ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы». В рамках ФЦП Росприроднадзору для улучшения эффективности контрольно-надзорной деятельности на оз. Байкале запланировано выделение 104 млн. руб., главным образом, для приобретения природоохранного флота. Кроме того, запланировано (распоряжение Росприроднадзора от 10.12.2012 г. № 14-р) создание двух отделов при Департаменте Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу, с размещением в г. Иркутске и г. Улан-Удэ. Отделы будут участвовать в реализации ФЦП и осуществлять надзор в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, что повысит эффективность контрольно-надзорной деятельности Службы.

В 2012 г. Росприроднадзором в зоне Байкальской природной территории проведено 329 надзорных мероприятий, их них 89 рейдовых, выявлено 541 нарушение (из них 80 в ходе рейдовых проверок). 20% выявленных нарушений находятся в сфере водных отношений.

В рамках Плана по стабилизации ситуации, сложившейся на ОАО «Байкальский ЦБК» (утвержден совместным решением Минприроды России и Минпромторга России, поручение Правительства РФ от 31.08.2012 г. № АД-П9-5144), Росприроднадзором было проведено 5 проверок исполнения предписаний, по итогам которых: составлено 7 протоколов по ст. 19.5 КоАП РФ (переданы в суд), привлечены по ст. 8.41 и 20.25 КоАП РФ (на сумму 70,0 и 140,0 тыс. руб.), выдано 8 предписаний. По решению суда взыскано 2,5 млн. руб. вреда из 70 млн. руб. ранее предъявленного, остальное в рамках процедуры банкротства.