Объектом государственной политики управления в области использования и охраны водных ресурсов России являются отношения в сфере водопользования. Предметом такой политики являются водные объекты.

Водным кодексом Российской Федерации (гл. 4) определено осуществление государственного управления в области использования и охраны водных объектов путем реализации следующих полномочий органов государственной власти Российской Федерации, в том числе:

  1. владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности;
  2. разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы;
  3. осуществление федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов;
  4. организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов;
  5. установление порядка ведения государственного водного реестра и его ведение;
  6. утверждение порядка подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, порядка подготовки и заключения договора водопользования;
  7. определение порядка создания и осуществления деятельности бассейновых советов;
  8. установление режимов пропуска паводков, специальных пропусков, наполнения и сработки (выпуска воды) водохранилищ и другое.

За последние годы, законодательно установленные полномочия, нашли конкретное выражение применительно к сфере проведения государственной политики и государственного управления (регулирования) в рассматриваемой сфере деятельности в следующих важнейших документах.

В частности, распоряжением Правительства России от 27.08.2009 г. № 1235-р была утверждена Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года. Стратегия закрепила базовые принципы государственной политики в области использования и охраны водных объектов. Она предусматривает, в частности, принятие и реализацию управленческих решений по сохранению водных экосистем, обеспечивающих наибольший социальный и экономический эффект, и создание условий для эффективного взаимодействия участников водных отношений. В этих условиях эффективная организация системы управления водными ресурсами приобретает особое значение.

Основными целями Стратегии являются:

  1. гарантированное обеспечение водными ресурсами населения и отраслей экономики;
  2. охрана и восстановление водных объектов;
  3. обеспечение защищенности от негативного воздействия вод.

Достижение целей Стратегии намечено путем реализации конкретного плана действий, включающего, в том числе, ряд мероприятий общеуправленческого (регулирующего) характера применительно к рассматриваемой сфере деятельности.

В частности, в 2010 г. была принята к исполнению федеральная целевая программа «Чистая вода» на 2011-2017 годы (см. постановлением Правительства РФ от 22.12.2010 г. № 1092).

Целью данной Программы является обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным в технических регламентах и санитарно-эпидемиологических правилах. Для достижения этой цели в Программе был сформулирован ряд основных задач:

  • развитие системы государственного регулирования в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, включая установление современных целевых показателей качества услуг, эффективности и надежности деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
  • создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем совершенствования законодательства Российской Федерации о тарифном регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части долгосрочного тарифообразования, законодательства Российской Федерации о государственно-частном партнерстве и экологического законодательства Российской Федерации;
  • модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод посредством поддержки региональных программ субъектов Российской Федерации, направленных на развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

По мнению разработчиков Программы, приведенные задачи являются необходимыми и достаточными для достижения поставленных целей. Они направлены на стимулирование притока долгосрочных частных инвестиций в объекты жилищно-коммунального хозяйства, а также на поддержку мероприятий в населенных пунктах с неблагоприятным состоянием поверхностных источников питьевого водоснабжения и мероприятий в населенных пунктах с численностью населения до 100 тыс. чел.

Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ определил и уточнил основные направления современной государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения. В соответствие с этим Законом эта политики обязана преследовать следующих целей:

  1. охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения;
  2. повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды;
  3. снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод;
  4. обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;
  5. обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

При этом общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения должны являться:

  1. приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению;
  2. создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций;
  3. обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
  4. достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов;
  5. установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения;
  6. обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения;
  7. обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению;
  8. открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения.

В июле 2011 г. специальным распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах». После этого, постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 г. № 350 была утверждена сама федеральная целевая программа, конкретизировавшая главные цели и задачи, а также основные показатели, источники и порядок финансирования водохозяйственного комплекса страны на соответствующие годы.

Цели, задачи и направления данной Программы рассматриваются далее в настоящем подразделе 6.4 настоящего Доклада.

Кроме вышеперечисленных, также был принят ряд других руководящих документов, уточняющих, актуализирующих и конкретизирующих те или иные элементы осуществления государственной политики в области водохозяйственных и водоохранных (водосберегающих) отношений.

Если же говорить о конкретных задачах водного хозяйства и охраны водных объектов на ближайшую перспективу, то таковыми служат:

  1. реализация положений и заданий ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах»;
  2. создание водноресурсных условий для устойчивого обеспечения жизнедеятельности населения и развития отраслей экономики;
  3. обеспечение гарантированного водопользования в условиях маловодья и антропогенного воздействия;
  4. повышение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;
  5. обеспечение устойчивого функционирования подведомственной сети ГТС;
  6. реализация Комплексного плана восстановления р. Мзымты, программы мониторинга водных объектов, расположенных в зоне строительства олимпийских объектов Сочи;
  7. реализация мероприятий в рамках Года охраны окружающей среды;
  8. обеспечение целевого расходования средств и повышение эффективности их расходования в системе Росводресурсов и др.

Приоритетные задачи, стоящие перед Росводресурсами на 2012-2014 годы:

  • обеспечение гарантированного водопользования в условиях маловодья и антропогенного воздействия;
  • увеличение располагаемых запасов водных ресурсов и водоотдачи водохозяйственных систем;
  • повышение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;
  • обеспечение устойчивого функционирования подведомственной сети ГТС;
  • реализация Комплексного плана восстановления р. Мзымты, программы мониторинга водных объектов, расположенных в зоне строительства олимпийских объектов;
  • совершенствование взаимодействия с субъектами РФ, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
  • повышение эффективности бюджетных расходов в системе Росводресурсов.