Отечественная и зарубежная практика показывает, что подготовка ежегодных го­сударственных докладов «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации» является действенной формой повышения эффективности государственно­го управления.

Учитывая, что водные ресурсы являются возобновляемыми, необходимо при их ис­пользовании учитывать их полное, по возможности, количественное и качественное воспроизводство. Лимитирующим фактором здесь выступают не столько объемы исполь­зования ресурсов, сколько возможности их воспроизводства.

Наша страна обладает уникальным во­дно-ресурсным потенциалом, являясь одной из самых богатых в мире, как по статистическим запасам, так и восполняемым ресурсам природных пресных вод. Это определяет особое место Российской Федерации в миро­вом сообществе, формирует целый ряд задач регионального, субрегионального, континен­тального и общемирового характера.

В России создан и функционирует мощ­ный водохозяйственный комплекс, включа­ющий около 65 тыс. объектов гидротехниче­ского назначения, в том числе более 30 тыс. регулирующих речной сток водохранилищ и прудов, около 10 тыс. км защитных дамб и водооградительных валов. В стране действуют 37 крупных систем межбассейнового пере­распределения водных ресурсов. Указанное перераспределение воды ведется, как прави­ло, в вододефицитные регионы.

Все элементы водно-ресурсных активов и водного хозяйства создают надежные пред­посылки социально-экономического развития страны не только в настоящее время, но и на отдаленную перспективу.

Несмотря на масштабы водного фонда, восстановление, использование и охрана вод в Российской Федерации характеризуется целым рядом водохозяйственных проблем. Одной из особенностей российского водо­пользования является то, что на наиболее ос­военные районы европейской части страны, где сосредоточена основная часть населения и производственного потенциала, по геогра­фическим, климатическим, гидрологическим причинам, приходится только около 10% во­дных ресурсов. К комплексу объективных природных факторов во все большей степе­ни добавляются специфические водохозяй­ственные проблемы, связанные с повседнев­ным обеспечением населения и экономики страны качественной водой для питьевых и хозяйственных нужд, защитой граждан, их построек и имущества, а также различных предприятий и коммуникаций от вредного воздействия вод. Тесным образом с пробле­мой комплексного, т.е. отвечающего многим потребностям, водопользования связаны во­просы гидроэлектроэнергетики, рыбного хо­зяйства и ирригации, водного (прежде всего речного) транспорта, наращивания и поддержания в должном состоянии многочисленных транспортных коммуникаций и подводных сооружений и устройств. Все более суще­ственное звучание приобретает задача удов­летворения граждан качественной питьевой водой и санитарной безопасности водоснаб­жения.

Из общего объема воды, подаваемой в централизованные системы водоснабжения населенных пунктов, через системы водопод­готовки в настоящее время пропускается все­го лишь порядка 60%; в сельских населенных пунктах этот показатель не превышает 20%. При этом основная часть сельских поселений вообще не имеет водопроводов.

Одним из наиболее распространенных проявлений негативного воздействия вод в Российской Федерации, характеризующихся значительным масштабом наносимого ущер­ба, является подтопление селитебных терри­торий и массивов земель сельскохозяйствен­ного освоения.

С возрастанием неустойчивости климата важны оценки вероятности рисков возник­новения экстремально низких, или наобо­рот, высоких значений климатических пока­зателей.

Возрастает необходимость научно-обо­снованных прогнозов влияния климатиче­ских изменений на водные ресурсы на 30-40-­50 лет вперед.

Необходима разработка концепции или схемы перераспределения водных ресурсов с помощью межбассейновых каналов, основанных не только для удовлетворения всех видов водопользования, защиты от вредного воздействия вод, а также для поддержания оптимальной экологической обстановки при отсутствии (минимизации) негативных соци­ально-экономических и экологических по­следствий от таких воздействий с усилением роли системы многолетнего и сезонного ре­гулирования стока, которое будет учитывать необходимость сдерживания экстремальных проявлений водности.

Итоги последних лет свидетельствуют о необходимости значительного повышения внимания к техническому состоянию гидротехнических сооружений (ГТС), оперативной ликвидации аварийного состояния многих из них. Следует продолжить практические шаги по ликвидации бесхозяйных ГТС. Также стоит задача повысить эффективность надзора за своевременным декларированием безопас­ности ГТС.

Повышение рациональности водополь­зования достигается снижением потерь воды при транспортировке, сокращением удельного потребления воды в технологических про­цессах, на хозяйственно-бытовые нужды.

В регионах, испытывающих дефицит во­дных ресурсов, должны быть осуществлены строительство и реконструкция гидроузлов для создания дополнительных регулирующих емкостей водохранилищ и увеличения водо­отдачи, реконструкция водохозяйственных систем, проведение поисковых работ, поста­новка на госучет и вовлечение в хозяйствен­ный оборот запасов пресных подземных вод, строительство групповых водопроводов и другие меры по развитию ВХК страны.

Для обеспечения населения каче­ственной питьевой водой должен быть предусмотрен комплекс взаимоувязанных мероприятий, осуществляемых органами го­сударственной власти и органами местного самоуправления, организациями промыш­ленности, финансового сектора, научными организациями и направленных на беспере­бойное обеспечение населения страны чи­стой водой.

Защита от негативного воздействия и улучшение качественного состояния водных объектов возможно при реализации мер по снижению антропогенной нагрузки на эти объекты, их восстановлению, ликвидации на­копленного экологического ущерба, а также осуществлению мер по охране от загрязне­ния подземных вод.

Снижение антропогенной нагрузки на водные объекты, может быть достигнуто со­кращением поступления в них загрязняющих веществ в составе сточных вод путем строи­тельства и реконструкции очистных соору­жений на предприятиях промышленности и ЖКХ, организация и очистка поверхностного стока с селитебных территорий и промышлен­ных площадок, обустройство зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйствен­но-бытового водоснабжения и водоохранных зон водных объектов, осуществление проти­воэрозионных мероприятий на землях сель­скохозяйственного назначения и др.

Основными направлениями совершен­ствования государственного регулирования/ управления в области использования и ох­раны водных объектов являются развитие принципов интегрированного управления водными ресурсами, механизмов обеспече­ния сбалансированного развития ВХК страны, усиление роли России в решении глобальных проблем в области использования и охраны водных ресурсов.

В рамках совершенствования монито­ринга подземных вод должно быть предусмо­трено создание информационно-аналитической системы и автоматизированных средств учета ресурсов и запасов подземных вод, оптимизация государственной опорной на­блюдательной сети и актуализация норматив­но-методической базы ведения государствен­ного мониторинга состояния недр.

Важной проблемой остается изучение хи­мического состава подземных вод, как в есте­ственных условиях, так и в процессе их эксплуатации. В настоящее время эта проблема наиболее актуальна для крупных городов, где уровень техногенной нагрузки достиг макси­мального уровня и водозаборы работают в условиях постоянного риска. На многих водо­заборах зафиксированы случаи загрязнения подземных вод компанентами техногенного генезиса. Сложившуюся ситуацию можно объ­яснить тем, что по результатам обследования, выполненного территориальными службами мониторинга, на большей части водозаборов недропользователи не выполняют условий лицензионных соглашений, отсутствуют зоны санитарной охраны, не выполняется программа по контролю за качеством подземных вод, техническое состояние эксплуатацион­ных скважин нередко неудовлетворительное.

Наблагоприятной остается обстановка с ликвидацией бездействующих скважин. Без- хозные скважины являются источником загрязнения подземных вод, т.к. устья их, как правило, открыты, павильены разрушены, тампонаж приустьевых площадок нарушен или совсем отсутствует. Помимо эксплуатаци­онных, имеется большое количество нелик­видированных гидрогеологических скважин. К ним относятся скважины наблюдательной сети, вышедшие из строя и не подлежащие ремонту.

Судить о качестве эксплуатируемых водо­носных горизонтов на территории Российской Федерации по представленной информации можно только с некоторой долей условности, т.к. специальных работ по изучению загрязне­ния подземных вод на большей части терри­тории России не проводится. На сегодняшний день, вопрос о получении объективной, сво­евременной, достоверной информации объ­ектного (локального) мониторинга о качестве подземных вод на водозаборах, остается не решенным. Все это в значительной мере снижает степень пространственно-временного анализа качества и загрязнения подземных вод.

Необходимыми условиями развития ка­дрового потенциала водохозяйственного комплекса являются совершенствование системы управления подготовки кадров, пере­оснащение учебно-лабораторной базы об­разовательных учреждений, открытие новых направлений и специальностей, разработка и внедрение новых образовательных стандар­тов и программ обучения, соответствующих потребностям развития водного хозяйства. Вместе с тем предстоит реализовать меро­приятия по формированию профессиональ­ной культуры и ценностных ориентиров, созданию системы стимулов для привлече­ния и закрепления в отрасли специалистов с высшим и средним специальным образо­ванием. В целях повышения информирован­ности населения об основных направлениях развития водохозяйственного комплекса и о принимаемых органами государственной власти управленческих решениях, его (на­селения) образования и просвещения в рас­сматриваемой области знаний должна быть осуществлена реализация комплекса инфор­мационно-коммуникационных мероприятий и пропаганды с использованием доступных и распространенных на сегодняшний день технологий по связям с общественностью и развитие многостороннего диалога всех за­интересованных участников.

Необходимо продолжение своевремен­ной подготовки и принятия дополнительных нормативно-правовых актов, вытекающих из Водной стратегии России, Водного кодекса Российской Федерации, основополагающих документов, определяющих и регламентиру­ющих общегосударственную социально-эко­номическую политику, а также соблюдение внешних интересов и международных обяза­тельств страны.