В составе министерств и ведомств, получающих средства по подразделу «Водные ресурсы» раздела «Национальная экономика» федерального бюджета в 2005 г. доминирующую роль играло Федеральное агентство водных ресурсов. На его долю приходилось почти 99% всех расходов, проведенных по данному подразделу. В 2006 г. эта доля уменьшилась до 69%, поскольку значительное финансирование стало осуществляться по Минрегиону России (вкл. бывший Росстрой). В 2007 г. доля Росводресурсов составила всего лишь 36%, в 2008 г. превысила 40%, в 2009 г. оказалась на уровне 46%, а в 2010 равнялась 40% (табл. 5.10 и 5.11).

Таблица 5.10 – Расходы Федерального агентства водных ресурсов в соответствии с классификацией федерального бюджета, млн. руб.

Раздел и подраздел бюджета, статья расходов 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Всего 10571 11462 13948 12472 9351 12514 17509
в том числе: Подраздел «Водное хозяйство (раздел «Национальная экономика») 5564 5102 5499 4872 4138 12451 17427
из них: руководство и управление в сфере установленных функций 440 557 628 697 646 673 706
водохозяйственные мероприятия 3148 2080 1864 1477 1460 5308 3222
водоохранные и водохозяйственные учреждения 875 1006 1486 1653 1489 1706 1861
Прикладные научные исследования и разработки (раздел «Национальная экономика») 96 109 122 48 38 34 54
Раздел «Охрана окружающей среды» 59 8
Раздел «Межбюджетные трансферты» 4852 6242 8326 7523 5146

   

Таблица 5.11 – Структура основных расходов Росводресурсов в 2009-2012 гг. по разделам «Национальная экономика» и «Межбюджетные трансферты» федерального бюджета, млрд. руб.

Раздел федерального бюджета и целевые статьи расходов 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Раздел «Национальная экономика» – всего 4,92 4,14 12,49 17,48
в том числе: водохозяйственные мероприятия 1,48 1, 46 5,31 3,22
капстроительство (программная и непрограммная части) 1,05 0,54 4,77
прикладные научные исследования 0,05 0,04 0,03 0,01
текущее содержание федеральных учреждений 1,65 1,49 1,71
текущее содержание органов государственной власти 0,70 0,65 0,67
Раздел «Межбюджетные трансферты» – всего 7,52 5,15
в том числе: софинансирование объектов капстроительства (программная и непрограммная части) 2,43 1,76
субвенции на осуществление отдельных полномочий в области водных отношений 3,25 2,17
субсидии на капремонт гидротехнических сооружений (ГТС) 1,84 1,22

   

В 2011-2012 гг. доля Росводресурсов увеличилась соответственно до 82%, а в 2012 г. была на уровне 79% (изменения произошли в основном из-за общей корректировки бюджетной классификации и группировки соответствующих расходов; см. ниже).

Кроме вышеописанной динамики бюджетных расходов по подразделу «Водные ресурсы», в 2005-2008 гг. значительно увеличились профильные затраты по разделу «Межбюджетные трансферты» расходной части федерального бюджета. В 2009 г. объемы трансфертной (целевой) передачи средств на водохозяйственную/водоохранную деятельность по рассматриваемому разделу по сравнению с предыдущим годом несколько уменьшились.

В 2010-2011 гг. общебюджетная классификация была откорректирована и уточнена; изменилась детализация публикаций об исполнении федерального бюджета; наполняемость спецраздела, отражающего межбюджетные трансфертные перечисления, стала иной. Это не позволяет проводить непосредственные и точные сопоставления соответствующих данных в динамике и по всем группам расходов. Однако, судя по имеющимся сведениям в качестве фактических межбюджетных трансфертов на цели водного хозяйства и охраны водных объектов продолжали поступать значительные средства. Если говорить о Росводресурсах, то в 2011-2012 гг. у этого Агентства отсутствовали расходы по Разделу 14 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» федерального бюджета. Вместе с тем, в составе всех бюджетных расходов Агентства затраты на софинансирование объектов капитального строительства, субвенции на осуществление отдельных полномочий и субсидии на капитальный ремонт гидротехнических сооружений (ГТС), которые фактически отражали трансфертные операции, в 2011 г. превысили 61%.

Финансирование работ Росводресурсов в 2005-2012 гг. осуществлялось в рамках государственных капитальных вложений (инвестиций в основной капитал), субсидий на капитальный ремонт ГТС, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, текущих расходов, финансируемых за счет средств, выделяемых по основной деятельности соответствующих ведомств, а также в некоторых иных направлениях.

Предложения к перечню объектов, на которых должны были проводиться капитальные инвестиционные мероприятия, формировались Росводресурсами и другими ведомствами. Первоочередному финансированию подлежали объекты незавершенного строительства. Необходимым условием для включения в перечень объекта являлось наличие полного комплекта проектно-сметной документации и заключений экспертиз. Перечни объектов капремонта формировались субъектами Федерации в пределах лимитов субсидий, в соответствии с установленным порядком. В приоритетном порядке включению в указанные перечни подлежали объекты, мероприятия федеральной или межрегиональной значимости и переходящие объекты, начатые строительством в предыдущие годы, работы на которых подлежали завершению в ближайшие годы.

Что касается общего финансирования Росводресурсов из федерального бюджета, то в 2006 г. оно возросло по сравнению с 2005 г. в ценах соответствующих лет на 12%, а в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличилось в пределах 8,5%. Такое повышение было несколько ниже среднего роста цен за рассматриваемые годы.

В 2008 г. по сравнению с 2007 г. соответствующий рост составил в ценах соответствующих лет немногим более 20%. То есть в физическом выражении имел место небольшой рост финансирования, поскольку уровень инфляции (прежде всего, в строительстве) был несколько ниже.

В 2009 г. произошло определенное снижение бюджетного финансирования которое продолжилось и в 2010 г. В этом (т.е. 2010 г.) по сравнению с предыдущим годом рассматриваемое финансирование Росводресурсов из федерального бюджета номинально (в текущих ценах) уменьшилось на четверть, а реально (с поправкой на рост цен) – на еще более значимую величину.

В 2011 г. рассматриваемые расходы Агентства ощутимо увеличились и составили 12,5 млрд. руб. (на треть больше, чем в 2010 г. и практически на уровне 2009 г. в номинальном исчислении). В 2012 г. рассматриваемая величина дополнительно и значительно увеличилась, достигнул 17,5 млрд. руб.

В структуре всех расходов Росводресурсов, предусмотренных в федеральном бюджете-2005, 44% занимали затраты по подразделу «Водные ресурсы», в бюджете-2007 – 45%, 2008 г. и 2009 г. – 39%, 2010 г. – 44%. В бюджете-2011 рассматриваемая величина увеличилась по данным закона об исполнении федерального бюджета за этот год до 99,5%, а 2012 г. находилась на том же уровне.

Во второй половине минувшего десятилетия по Росводресурсам значительно возросли перечисления по разделу «Межбюджетные трансферты» – с 3,8 млрд. руб. в 2005 г. до 8,3 млрд. руб. в 2008 г. Однако в 2009-2010 гг. рассматриваемая величина уменьшилась; в 2010 г. она равнялась 5,2 млрд. руб. Доля рассматриваемых трансфертов в общих расходах Федерального агентства водных ресурсов увеличилась соответственно с 40% в 2005 г. до более 60% в 2008–2009 гг. В 2010 г. эта доля несколько снизилась.

В 2011-2012 гг., как уже отмечалось, расходы по Разделу 14 федерального бюджета по Агентству отсутствовали.

Объем и доля расходов Росводресурсов, относимых к затратам Раздела 6 «Охрана окружающей среды» федерального бюджета, в 2006-2007 гг. были относительно невысокими. Далее, то есть в 2008-2012 гг. финансирование по этому разделу не производилось.

В 2009-2012 гг., как и в предыдущие годы, расходы федерального бюджета по Росводресурсам проходили по четырем разделам бюджетной классификации: «Национальная экономика» (раздел 04), «Межбюджетные трансферты» (11), «Социальная политика» (10) и «Образование» (раздел 07). При этом на две последние группы приходилась незначительная часть общих затрат.

В 2008 г. распределение средств по разделу федерального бюджета «Межбюджетные трансферты» по Федеральному агентству водных ресурсов было следующим: 17% приходилось на субсидии на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности и бесхозяйных, свыше 49% – на софинансирование объектов капитального строительства, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности и около 34% – субвенции, обеспечивающие создание финансовых условий для эффективного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий в области водных отношений. В 2009 г. указанные доли составили по оценке соответственно более 24%, свыше 32% и 43%, а в 2010 г. – почти 24%, 34 % и 42%.

Несмотря на отсутствие затрат по разделу 14 федерального бюджета-2011, по расчетам и оценкам Росводресурсов, на расходы, связанные с трансфертными перечислениями, пришлось порядка 61% всех средств, выделенных Агентству в этом году (см. выше). По этим же оценкам, если взять всю сумму указанных перечислений за 100%, то расходы на софинансирование объектов капитального строительства составили 49%, субвенции на осуществление отдельных полномочий – 28%, и субсидии на капитальный ремонт ГТС – 23%.

Таким образом, в 2011 г. по сравнению с 2008 г. определенный сдвиг отмечен в части повышения доли субсидий на капремонт ГТС при одновременном сокращении и субвенций по созданию необходимых финансовых условий работы.

В 2012 г. из общей суммы средств федерального бюджета, израсходованных Росводресурсами и равных 17,5 млрд. руб., по целевой статье «руководство и управление в сфере установленных функций» было потрачено 0,71 млрд. руб., по статье «федеральные целевые программы» – 11,5 млрд. руб. (в т.ч. на межбюджетные перечисления-субсидии – почти 6 млрд. руб.), по статье «водохозяйственные мероприятия» – 3,3 млрд. руб. (в т.ч. на межбюджетные перечисления-субвенции – 3,2 млрд. руб.). Кроме того, по подразделу «Прикладные научные исследования в области национальной экономики» было затрачено около 53 млн. руб. Расходы по разделам «Образование» и «Социальная политика», как уже говорилось, продолжают иметь незначительный объем.

Кроме Федерального агентства водных ресурсов основной объем профильных расходов в рассматриваемой сфере деятельности приходится на Министерство регионального развития Российской Федерации. В частности, в 2012 г. из общей суммы расходов федерального бюджета по Министерству (228,3 млрд. руб.) по подразделу «Водное хозяйство» раздела «Национальная экономика» было потрачено 4,5 млрд. руб. В составе последней цифры доминирующее положение занимали расходы по целевой статье «бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы» (1,9 млрд. руб.) и по статье «Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» (2,1 млрд. руб.). Оставшиеся 0,5 млрд. руб. были израсходованы на реализацию некоторых других федеральных целевых программ.

В 2012 г. небольшие объемы финансирования были осуществлены также через Министерство природных ресурсов и экологи Российской Федерации – 27 млн. руб. (до этого года такое финансирование не производилось). Вся названная сумма была израсходованы на реализацию Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» на субсидии юридическим лицам (кроме государственных учреждений) и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг.

Общие (совокупные) итоги водохозяйственных и водоохранных работ, проводимых в стране под прямым и опосредствованным участием Росводресурсов, и их сочетание с получаемым эффектом, представлены на рис. 5.5-5.7. Материалы данных рисунков отражают масштабы и уровень решения трех основных задач, стоящих перед Росводресурсами:

  1. обеспечение социально-экономических потребностей в водных ресурсах;
  2. обеспечение безопасности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;
  3.  обеспечение безопасности подведомственных ГТС.

Рисунок 5.5 – Динамика бюджетных расходов на обеспечение безопасности от негативного воздействия вод и вероятного предотвращенного ущерба по Росводресурсам, в ценах соответствующих лет, млрд. руб.

   

Рисунок 5.6 – Динамика бюджетных расходов на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений и вероятного предотвращенного ущерба по Росводресурсам, в ценах соответствующих лет, млрд. руб.

   

Рисунок 5.7 – Оценка экономической эффективности использования бюджетных средств, направленных на решение трех основных задач по рационализации водопользования и развития водного хозяйства России накопленным итогом, в ценах соответствующих лет