Гидротехнические сооружения (ГТС), предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод: плотины, каналы, дамбы, судоходные шлюзы, туннели, как напорные, так и безнапорные составляют значительную часть водохозяйственного комплекса Российской Федерации и насчитывают более 65 тыс. единиц. В их числе 37 крупных водохозяйственных систем, используемых для межбассейнового перераспределения стока рек из районов с избытком речного стока в районы с их дефицитом. Суммарная протяженность каналов переброски более 3 тыс. км, объем перебрасываемого стока около 17 млрд. м3.

Для регулирования речного стока построено около 30 тысяч водохранилищ и прудов общей вместимостью более 800 млрд. м3, в том числе 2290 водохранилищ с объемом свыше 1 млн. м3 каждое, из них 110 – крупнейших с объемом свыше 100 млн. мкаждое. Для защиты поселений, объектов экономики и сельскохозяйственных угодий построено свыше 10 тыс. км защитных водооградительных дамб и валов.

Распределение наиболее значимых ГТС (комплексов) по федеральным округам и субъектам Федерации представлено в табл. 4.1 и 4.2.

Таблица 4.1 – Перечень гидротехнических сооружений по субъектам Российской Федерации

Субъект РФ Количество ГТС Субъект РФ Количество ГТС
Центральный ФО 9555 Нижегородская обл. 1363
Московская обл. 1448 Пензенская обл. 839
Белгородская обл. 426 Ульяновская обл. 132
Брянская обл. 795 Респ. Марий Эл 189
Владимирская обл. 149 Респ. Мордовия 153
Воронежская обл. 2553 Респ. Татарстан 955
Ивановская обл. 88 Удмуртская Респ. 240
Калужская обл. 496 Чувашская Респ. 1063
Костромская обл. 69 Саратовская обл. 101
Курская обл. 795 Самарская обл. 162
Липецкая обл. 48 Оренбургская обл. 1751
Орловская обл. 584 Пермский край 94
Рязанская обл. 415 Респ. Башкортостан 584
Смоленская обл. 241 Уральский ФО 1473
Тамбовская обл. 943 Свердловская обл. 490
Тверская обл. 86 Курганская обл. 62
Тульская обл. 179 Тюменская обл. 408
Ярославская обл. 240 ХМАО-Югра 22
Северо-Западный ФО 1373 Челябинская обл. 389
Вологодская обл. 109 ЯНАО 102
Респ. Карелия 179 Сибирский ФО 3110
Мурманская обл. 163 Новосибирская обл. 192
Архангельская обл. 25 Кемеровская обл. 1094
Ненецкий АО 5 Омская обл. 34
Респ. Коми 28 Томская обл. 434
Псковская обл. 30 Красноярский край 253
Новгородская обл. 53 Респ. Тыва 19
Калининградская обл. 196 Респ. Хакасия 409
Ленинградская обл. и г. Санкт-Петербург 585 Иркутская обл. 108
Южный ФО 12075 Забайкальский край 62
Ростовская обл. 1817 Респ. Бурятия 211
Волгоградская обл. 390 Алтайский край 240
Респ. Калмыкия 11 г. Норильск 1
Астраханская обл. 2212 Республика Алтай 53
Краснодарский край 2207 Дальневосточный ФО 1351
Респ. Адыгея 206 Сахалинская обл. 196
Ставропольский край 4292 Еврейская авт. обл. 14
Кабардино-Балкарская Респ. 55 Камчатский край 46
Карачаево-Черкесская Респ. 233 Респ. Саха (Якутия) 378
Респ. Северная Осетия-Алания 173 Приморский край 482
Респ. Дагестан 62 Чукотский АО 9
Респ. Ингушетия 358 Хабаровский край 73
Чеченская Респ. 59 Амурская обл. 125
Приволжский ФО 8311 Магаданская обл. 28
Кировская обл. 685

   

Таблица 4.2 – Распределение бесхозяйных ГТС по территориальным управлениям Ростехнадзора и по субъектам РФ

Территориальное управление (ТУ) Субъект РФ Количество ГТС
Межрегиональное ТУ г. Москва, Чукотский АО, г. Норильск 0
Центральное Московская, Смоленская, Тверская, Калининградская, Ярославская, Владимирская, Ивановская, Костромская области 833
Верхнее-Донское Воронежская, Белгородская, Курская, Липецкая, Тамбовская области 1445
Приокское Орловская, Тульская, Калужская, Рязанская, Брянская области 806
Северо-Западное г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Псковская, Мурманская, Архангельская, Вологодская области, Республика Карелия 81
Печорское Республика Коми, Ненецкий АО 1
Западно-Уральское Удмуртская Республика, Кировская область, Пермский край, Оренбургская область, Республика Башкортостан 598
Приволжское Республика Татарстан (Татарстан), Республика Марий Эл, Чувашская Республика – Чувашия 16
Средне-Поволжское Ульяновская, Самарская области 66
Волжско-Окское Республика Мордовия, Нижегородская область 762
Нижнее-Волжское Астраханская область, Республика Калмыкия, Волгоградская, Саратовская, Пензенская области 599
Северо-Кавказское Краснодарский край, Республика Адыгея (Адыгея), Ростовская область 813
Кавказское Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край 522
Северо-Уральское Ханты-Мансийский АО – Югра, Ямало-Ненецкий АО, Тюменская область 5
Уральское Челябинская, Курганская, Свердловская области 69
Сибирское Алтайский край, Кемеровская, Омская, Томская, Новосибирская области 181
Забайкальское Республика Бурятия, Забайкальский край 30
Енисейское Республика Хакасия, Республика Тыва, Красноярский край, Иркутская область 139
Дальневосточное Амурская область, Приморский край, Хабаровский край, Еврейская авт. обл., Камчатский край 112
Сахалинское Сахалинская область 1
Северо-Восточное Магаданская область 0
Ленское Республика Саха (Якутия) 0
Всего 7079

   

В государственной собственности находится немногим более 3% водохранилищ емкостью менее 1 млн. м3 около 8% водохранилищ объемом более 1 млн. м3 и свыше 25% накопителей жидких отходов.

При этом наибольшую потенциальную опасность представляют плотины гидроэлектростанций с напорами от 20 до 250 м, большая часть которых введена в эксплуатацию свыше 35 лет назад. Подавляющее большинство водоподпорных ГТС представлено плотинами малых и средних водохранилищ, многие из которых эксплуатируются без реконструкции и ремонта и являются объектами повышенной опасности.

Размещение водоподпорных гидротехнических сооружений по территории РФ приведено на рис. 4.1.

Рисунок 4.1 – Размещение водоподпорных гидротехнических сооружений по территории Российской Федерации

   

Распределение ГТС по уровню безопасности в соответствии с Административным регламентом исполнения Росводресурсами, Ростехнадзором и Ространснадзором госфункции по госрегистрации ГТС приведено на рис. 4.2.

Рисунок 4.2 – Распределение ГТС по уровню безопасности, в %


   

Распределение различного вида ГТС приведено на рис.4.3.

Рисунок 4.3 – Распределение ГТС по видам в Российской Федерации, в % к итогу


   

В ведении Минсельхоза России в состав мелиоративно-водохозяйственного комплекса федеральной собственности входит более 60 тысяч различных гидротехнических сооружений, в том числе – 232 водохранилища, 2,2 тыс. – регулирующих гидроузлов, 1,8 тыс. – подающих и откачивающих воду стационарных насосных станций, более 50 тыс. км – водопроводящих и сбросных каналов, 5,3 тыс. км – трубопроводов, 3,3 тыс. км – защитных валов и дамб, объекты производственных баз с общей балансовой стоимостью 87,0 млрд. руб.

Наибольшего внимания требует осуществление мер по предупреждению аварий сооружений на водохранилищах, из которых 44 являются крупными (емкостью более 10 млн. м3) и 155 средними (от 1 до 10 млн. м3).

Значительная часть этих сооружений была построена в 60-70 гг. минувшего столетия. Так, до 1970 г. было построено 24 гидросооружения, образующих крупные водохранилища (54% от наличия), с 1970 по 1980 г. – 7, и после 1980 г. – 13 гидросооружений. Из 155 гидросооружений, образующих средние водохранилища, до 1970 г. введено в эксплуатацию 14 сооружений, с 1970 по 1980 г. – 45, с 1981 по 1990 г. – 93, и после 1990 г. – 3 сооружения.

Из 232 гидротехнических сооружений, подлежащих декларированию, к первому классу капитальности относится 1, ко второму – 18, к третьему – 44, к четвертому – 169 ГТС.

Водохозяйственные системы, находящиеся в ведении Минсельхоза России, служат для решения следующих основных задач:

  1. регулирование водно-воздушного и теплового режимов в корнеобитаемом слое почв для получения высоких и качественных урожаев сельскохозяйственных культур;
  2. осуществление обводнения территорий;
  3. обеспечение подачи воды для водоснабжения сельского населения и производственных нужд;
  4. защита населения, объектов экономики, а также земель сельскохозяйственного назначения от вредного воздействия вод;
  5. межрегиональное распределение водных ресурсов в южных регионах страны.

Особое значение имеют находящиеся в ведении Минсельхоза России гидротехнические сооружения комплексного назначения, предназначенные для защиты от затопления и подтопления населенных пунктов, объектов экономики, рыборазведения, выработки электроэнергии. Среди них зона инженерной защиты Костромской низины в Некрасовском районе Ярославской области, инженерная защита Озеро-Руткинской сельхознизины в Республике Марий Эл, защитные сооружения на реках Неман и Матросовка в Калининградской области, берегоукрепительные, регулирующие и защитные сооружения на горных реках в Республике Северная Осетия-Алания и в Карачаево-Черкесской Республике, на р.Куме в Ставропольском крае, государственные водные тракты зоны Западно-подстепных ильменей в Астраханской области.

В Северо-Кавказском регионе функционирует находящийся в ведении Минсельхоза России комплекс гидросооружений на реках Кубань, Терек, Кума, Баксан. В состав комплекса входит Большой Ставропольский канал, Терско-Кумский канал, Кумо-Манычский канал, система магистральных каналов межреспубликанского водораспределения.

По Терско-Кумскому магистральному каналу пропускной способностью 100 м3/сек. подается вода из р. Терека на орошение земель в республиках Северная Осетия, Ингушетия, Ставропольском крае на площади 86 тыс. га и обводненние 580 тыс. га засушливых территорий. Кроме того, обеспечивается выработка 2,6 млн. кВтч/год электроэнергии гидростанцией, построенной на Павлодольской плотине.

По Кумо-Манычскому магистральному каналу пропускной способностью 60 м3 в сек. осуществляется подача воды из реки Кумы на орошение 58 тыс. га орошаемых земель в Ставропольском крае и Республике Калмыкия, а также переброска водных ресурсов из бассейна р. Терека в Чограйское водохранилище для обеспечения устойчивого водоснабжения г. Элиста и обводнения земель.

Через систему межреспубликанских магистральных каналов из рр. Баксана, Малки, Терека производится подача воды на нужды орошения и обводнения на территории Кабардино-Балкарской Республики, Ставропольского края, Чеченской Республики и Республики Северная Осетия-Алания.

Тиховский гидроузел в Краснодарском крае (расчетный расход 1300 м3/сек.) обеспечивает самотечный водозабор на Петровско-Анастасиевскую рисовую оросительную систему площадью более 40,0 тыс. га, а также автономное шлюзование судов и пропуск рыбы в реки Кубань и Протока.

Межрегиональное водораспределение водных ресурсов также обеспечивается через водные тракты Сарпинской оросительно-обводнительной системы Волгоградской области, Верхнее-Сальской оросительно-обводнительной системы Ростовской области, Родниковской и Лево-Егорлыкской оросительных систем Ставропольского края.

По водным трактам Палласовской оросительной системы Волгоградской области вода подается в Республику Казахстан.

По данным проведенной инвентаризации водохозяйственных объектов в АПК в настоящее время подлежат реконструкции и восстановлению сооружения 72 водохранилищ, 240 регулирующих гидроузлов и 1,2 тыс. км защитных дамб и валов, имеющих износ основных фондов более 50%.

В связи с продолжительной эксплуатацией и недостаточными объемами проводимых ремонтно-восстановительных работ происходит разрушение основных конструкций сооружений, заиление водохранилищ, и создается высокая вероятность чрезвычайных ситуаций, особенно при прохождении весенних половодий и паводков.

В зонах риска только крупных водохранилищ (емкостью более 10 млн. куб. м), расположено около 370 населенных пунктов с численностью населения до 1 млн. чел., а также находятся многочисленные объекты экономики.

Непредсказуемые социально-экономические последствия могут повлечь аварийные ситуации и на других гидросооружениях. Так, аварии на сооружениях Большого Ставропольского канала приведут к прекращению хозяйственно-питьевого и промышленного водоснабжения пяти районов Ставропольского края, городов Усть-Джегута, Черкесск, городов-курортов Кавказских Минеральных вод, Невинномысского промышленно-энергетического комплекса, Буденовского завода пластмасс.

В ведении Минтранса России находятся судоходные гидротехнические сооружения (СГТС), расположенные на внутренних водных путях, в составе 113 гидроузлов, включающих в себя 313 гидросооружений, находящихся в федеральной собственности. Все СГТС эксплуатируются государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства и ФГУП «Канал им. Москвы» Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот).

Структура основных судоходных ГТС приведена на рис. 4.4.

Рисунок 4.4 – Структура судоходных ГТС, в % от общего количества

   

Судоходные ГТС, входящие в состав комплексных энергетических гидроузлов, отнесены к I классу сооружений, остальные к II – IV классам. 106 судоходных гидротехнических сооружений, включенных в отраслевой Регистр, отнесены к категории критически важных объектов, подлежащих круглосуточной охране.

В ведении Росводресурсов находятся 138 гидротехнических сооружений федеральной собственности. По классу капитальности распределение ГТС следующее: первого класса – 2, второго класса – 18, третьего – 64, четвертого – 49 и по пяти ГТС класс капитальности не определен.

Работы по реконструкции, капитальному и текущему ремонту ГТС в 2005-2012 гг.проводились на более чем 1670 объектах, в том числе в 2012 г. на 256 объектах.

Данные работы были завершены в 2005-2012 гг. на более чем 1600 объектах(из них – на 158 бесхозяйных), в том числе в 2012 г. – на 202 объекта. Из них 31 объект подведомственен Росводресурсам; 31 находится в собственности субъектов Российской Федерации; 102 – в муниципальной собственности и 38 объектов являются бесхозяйными ГТС.

Динамика приведенных в безопасное состояние ГТС представлена на рис. 4.5.

Рисунок 4.5 – Количество ГТС, находящихся в ведении Росводресурсов, в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности и бесхозяйных ГТС, приведенных в безопасное техническое состояние, ед.

   

Соответствующие совокупные затраты (бюджетные расходы) в 2005-2012 гг. составили 28,35 млрд. руб., в том числе в 2012 г. – 6,30 млрд. руб. Оценочно рассчитываемый вероятный предотвращенный ущерб в 2005-2012 гг. был на уровне 124,6 млрд. руб., в том числе в 2012г. – 27,6 млрд. руб.

Экономический эффект, рассчитываемый как отношение затрат к предотвращенному ущербу, в 2012 г. равнялся 4,38 руб./руб.