Федера́льная слу́жба по гидрометеороло́гии и монито́рингу окружа́ющей среды́ (Росгидроме́т) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, её загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы. Служба находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

   

Цели и задачи

Миссия Росгидромета состоит в обеспечении гидрометеорологической безопасности Российской Федерации и направлена на достижение следующих стратегических целей:

  1. Обеспечение гидрометеорологической безопасности, которая направлена на снижение потерь от опасных гидрометеорологических явлений, оказывающих или могущих оказать сильное негативное воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую среду;
  2. Обеспечение потребностей населения, органов государственной власти, секторов экономики, Вооружённых сил Российской Федерации, Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в оперативной гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей среды, её загрязнении;
  3. Гидрометеорологическое обеспечение деятельности России в Арктике, Антарктике и Мировом океане.

   

Полномочия

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет следующие полномочия:

  • государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории РФ, лицензирование отдельных видов деятельности;
  • государственный учёт поверхностных вод и ведение Государственного водного реестра;
  • ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и её загрязнении;
  • формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети;
  • государственный мониторинг атмосферного воздуха и водных объектов;
  • руководство и контроль деятельности Российской антарктической экспедиции;
  • информирование о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды и её загрязнении;
  • метеорологическое обслуживание гражданской и экспериментальной авиации;
  • осуществление функций государственного заказчика, размещение заказов и заключение государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров;
  • контроль деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и организаций;
  • взаимодействие с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями;
  • взаимодействие с населением;
  • полномочия, связанные непосредственно с функционированием Службы (административно-хозяйственные, финансовые, кадровые вопросы), а также по работе с документами и архивными данными.

Детальный перечень полномочий Службы представлен в «Положении о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».

   

Водохозяйственная деятельность Росгидромета

Одной из задач, возложенных на Росгидромет в сфере водных отношений, является осуществление государственного мониторинга водных объектов.

Деятельность Росгидромета по мониторингу водных объектов заключается в проведении регулярных наблюдений за состоянием поверхностных водных объектов, внутренних морских вод и территориальных морей, континентального шельфа и исключительной экономической зоны России; в оценке и прогнозировании изменений состояния поверхностных водных объектов, обеспечении сбора, обработки, обобщения и хранения сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами.

Наблюдение за водными объектами осуществляется сетью гидрологических постов, входящих в общую гидрометеорологическую сеть России, находящейся в ведении Росгидромета. На начало 2014 г. наблюдения велись на 3045 гидрологических постах, в т. ч. 2698 – на реках и 347 – на озёрах и водохранилищах.

Наблюдение за водными объектами позволяет получать оперативную информацию о возможности возникновения гидрологических опасных явлений и предупреждать или снижать последствия негативного воздействия вод на население и объекты экономики, поэтому развитие государственной наблюдательной сети является одним из важных направлений федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса России в 2012–2020 годах». В ходе реализации данной программы планируется открытие и модернизация 3347 гидрологических постов и лабораторий гидрометеорологической сети Росгидромета; в итоге доля модернизированных и новых гидрологических постов и лабораторий составит 85%.

Данные о поверхностных водных объектах и особенностях их водного режима, полученные в результате наблюдений, передаются в Федеральное агентство водных ресурсов для включения в Государственный водный реестр.

   

Всероссийские гидрологические съезды

Росгидромет выступает организатором Всероссийских (ранее – Всесоюзных) гидрологических съездов, которые проводятся на базе Государственного гидрологического института с 1924 г. в г. Санкт-Петербурге (ранее – Ленинграде). В Съездах принимают участие представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, Российской академии наук, учебных, производственных и общественных организаций. На съездах подводятся промежуточные итоги деятельности в области гидрологии, определяются приоритеты на последующие периоды; координируется деятельность различных ведомств и организаций для решения очередных задач гидрологической науки.

   

Структура (на 01.01.2015)

Центральный аппарат:

  • Управление гидрометеорологии и технического развития (УГТР);
  • Управление геофизического мониторинга, активных воздействий и государственного надзора (УГМАВ);
  • Управление мониторинга загрязнения окружающей среды, полярных и морских работ (УМЗА);
  • Управление научных программ, международного сотрудничества и информационных ресурсов (УНМР);
  • Управление планирования, учёта и контроля, федерального имущества (УПФ);
  • Управление делами, правового обеспечения и кадров (УДПК).

   

Территориальные органы – департаменты по федеральным округам:

  • по Центральному федеральному округу;
  • по Северо-Западному федеральному округу;
  • по Приволжскому федеральному округу;
  • по Уральскому федеральному округу;
  • по Южному федеральному округу;
  • по Северо-Кавказскому федеральному округу;
  • по Сибирскому федеральному округу;
  • по Дальневосточному федеральному округу;
  • по Крымскому федеральному округу.

В структуру Росгидромета входят 17 научно-исследовательских учреждений, 25 межрегиональных управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, другие подведомственные организации.

   

Историческая справка

Днём рождения Гидрометеорологической службы России считается 13 апреля 1834 г. – в этот день по инициативе академика А.Я. Купфера на Васильевском острове Санкт-Петербурга была создана Нормальная обсерватория, ставшая центром первой постоянно действующей геофизической сети России.

В 1849 г. на базе Нормальной обсерватории была создана Главная физическая обсерватория, главной задачей которой стало управление метеорологическими учреждениями, а также создание приборов и методических инструкций к ним, снабжение измерительных станций приборами, обработка и издание материалов наблюдений, инспектирование станций. В 1865 г. Главная физическая обсерватория была передана в систему Академии наук.

С 1872 г. данные метеорологических постов, а также ежедневные синоптические карты Европы и Сибири стали публиковаться в метеорологическом бюллетене. На тот момент количество опубликованных постов насчитывало 26 российских и 2 зарубежных станций. Уже в 1888 г. их число увеличилось до 108 российских и 62 зарубежных станций. С 1892 г. Главной физической обсерваторией издаётся «Метеорологический ежемесячник».

Во время Гражданской войны гидрометеорологическая сеть практически полностью закрылась – в 1918 г. Главная физическая обсерватория получала сводки лишь от 17 станций страны; 1072 станции в Европейской части России и 461 станция в Сибири прекратили свою работу.

В 1921 г. был принят «Декрет об организации метеорологической службы РСФСР», согласно которому руководство всем метеорологическим делом в РСФСР было возложено на Главную физическую обсерваторию, отмеченную в декрете как «центральное географическое учреждение Республики».

В 1920-х гг. в союзных республиках, краях, областях создавались новые метеорологические бюро. Одновременно с этим восстанавливались закрытые в годы Гражданской войны и открывались новые гидрографические бюро. В 1924 г. Главная физическая обсерватория была переименована в Главную геофизическую обсерваторию.

В 1927 г. проведено исследование состояния гидрологической и метеорологической служб в СССР, в ходе которого было выявлено хаотическое состояние общей организации гидрометеорологического дела в СССР, основной причиной которого было названо отсутствие общесоюзного органа, осуществляющего централизованное руководство обеими службами. После проведения повторного обследования в 1928 г. было принято решение об объединении гидрологической и метеорологической служб СССР; руководящим органом стал созданный в 1929 г. Гидрометеорологический комитет СССР при Совнаркоме СССР.

В 1932 г. произошло слияние гидрометеорологических комитетов СССР и РСФСР – был образован Гидрометеорологический комитет СССР и РСФСР при Наркомзёме СССР, а в 1933 г. – Центральное управление Единой гидрометеорологической службы СССР при Наркомзёме СССР, упразднённое в 1936 г.

В 1936 г. на базе Гидрометеорологического комитета СССР и РСФСР с упразднением Центрального управления Единой гидрометеорологической службы СССР было образовано Главное управление Гидрометеорологической службы СССР при Совнаркоме СССР.

В период 1936–1977 гг. Гидрометеорологическая служба CCCР переходила из подчинения одних ведомств в другие: Совнарком СССР (1936–1941), Наркомат обороны СССР (1941–1945), Совнарком СССР (1945–1946), Совет Министров СССР (1945–1953), Министерство сельского хозяйства и заготовок СССР (1953), Минсельхоз СССР (1953–1954), Совет Министров СССР (1954–1977).

Развитие работы службы в рамках гидрометеорологии, агрометеорологии, гидрометеорологического обеспечения морских отраслей хозяйства, активных воздействий на метеорологические процессы и мониторинга загрязнений требовал её существенной реорганизации и технического перевооружения. В 1978 г. Гидрометеослужба была реорганизована в Государственный комитет по гидрометеорологии и контролю природной среды СССР (Госкомгидромет СССР), который был отнесён к общесоюзным государственным комитетам, а его председатель становился членом Правительства СССР.

В августе 1991 г. Госкомгидромет СССР реорганизован в Комитет Гидрометеорологии СССР (Госгидромет СССР), но уже в ноябре 1991 г., после распада СССР, комитет был ликвидирован, а его имущество на территории РСФСР передано на баланс Министерства экологии и природных ресурсов РСФСР. В декабре 1991 г. в составе Минэкологии РСФСР был образован Комитет по гидрометеорологии.

В 2004 г. в рамках проведения административной реформы были образованы федеральные агентства и службы Министерства природных ресурсов Российской Федерации, которым была передана часть функций Министерства. В числе новых ведомств – Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), которому были переданы функции Министерства по гидрометеорологии и смежным областям.

Научно-популярная энциклопедия «Вода России»