Федера́льное аге́нтство во́дных ресу́рсов (Росводресу́рсы) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. Агентство находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы и подведомственные организации.

   

Цели и задачи

Главная цель Федерального агентства водных ресурсов – устойчивое водопользование при сохранении водных экосистем и обеспечение безопасности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод. В рамках решения задач, направленных на достижение данной цели, Агентством ведётся деятельность по таким важным направлениям, как обеспечение социально-экономических потребностей в водных ресурсах, обеспечение безопасности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод, укрепление трансграничного водного сотрудничества, экологическое оздоровление водных объектов страны.

В рамках решения вопросов по обеспечению водными ресурсами населения и отраслей экономики ведётся строительство новых и восстановление проектных мощностей уже действующих водохранилищ, проводится оптимизация использования располагаемых водных ресурсов и параметров водопользования, устанавливаются квоты забора и сброса в водные объекты.

По обеспечению безопасности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод ведутся работы по строительству инженерных защит, выполняются превентивные противопаводковые мероприятия, повышающие пропускную способность водотоков – дноуглубительные и руслорегулирующие работы, обеспечивается оперативное регулирование режимов работы водохранилищ с целью срезки пиков весеннего половодья и паводков.

Важной задачей является заключение межправительственных соглашений в области охраны и использования трансграничных водных объектов с правительствами сопредельных государств и контроль за их реализацией. Заключение и исполнение договорённостей – важный шаг по обеспечению интересов России в сфере охраны и использования трансграничных вод.

Федеральное агентство является одним из государственных заказчиков федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса России в 2012–2020 годах».

   

Полномочия

Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет следующие полномочия:

  • водоохранная деятельность (разработка и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов, охрана водоёмов, морей или их отдельных частей, предотвращение их загрязнения, засорения и истощения вод, осуществление мер по ликвидации последствий данных явлений);
  • осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов;
  • управление федеральным имуществом и водными объектами, находящимися в федеральной собственности, в том числе предоставление водоёмов, частей водоёмов, морей или их отдельных частей в пользование;
  • комплексное управление водными ресурсами (государственный мониторинг водных объектов, гидрографическое и водохозяйственное районирование, установка режимов работы водохранилищ, организация территориального перераспределения стока поверхностных вод, пополнение водных ресурсов подземных водных объектов);
  • ведение государственного учёта и исследования водных объектов (Государственного водного реестра, Российского регистра гидротехнических сооружений), разработка автоматизированных аналитических систем по работе с информацией о водных ресурсах РФ;
  • осуществление функций государственного заказчика, размещение заказов и заключение государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров;
  • контроль деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и организаций;
  • взаимодействие с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями;
  • реализация мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • взаимодействие с населением;
  • организация конгрессов, конференций, семинаров, выставок и других мероприятий;
  • полномочия, связанные непосредственно с функционированием Агентства (административно-хозяйственные, финансовые, кадровые вопросы), а также по работе с документами и архивными данными.

Детальный перечень полномочий Агентства представлен в «Положении о Федеральном агентстве водных ресурсов».

   

Структура (на 01.01.2015)

Центральный аппарат:

  • Управление ресурсов вод и регулирования водохозяйственной деятельности;
  • Управление экономики, финансов и бюджетного учёта;
  • Управление имущества, информатики и науки;
  • Управление делами, госслужбы и кадров;
  • Спецотдел.

Территориальные органы (бассейновые водные управления, БВУ):

Также в структуру Росводресурсов входит 51 подведомственная организация, чья деятельность направлена на управление и изучение водохозяйственного комплекса России и его объектов.

   

Историческая справка

Первые шаги по централизации управления объектами водного хозяйства, предпринятые в XVIII в., были связаны с необходимостью упорядочить управление искусственными водными путями, в первую очередь – Вышневолоцкой водной системы.

В 1773 г. в России была создана должность директора водяных коммуникаций, главной задачей которого было управление основными водными магистралями. Первым директором водяных коммуникаций стал губернатор Новгорода Яков Ефимович Сиверс.

По инициативе и под руководством Я.Е. Сиверса в 1798 г. в России был создан Департамент водяных коммуникаций, имевший такие же права, как и Коллегии Сената.

В 1809 г. по проекту нового генерального директора Департамента принца Георгия Ольденбургского начинает действовать Экспедиция Водяных коммуникаций, которой были переданы все функции упразднённого Департамента. В том же году, до завершения окончательного преобразования Департамента в Экспедицию, было утверждено Управление водяными и сухопутными сообщениями, переименованное в 1810 г. в Главное управление путей сообщения.

До 1899 г. вопросы управления водным хозяйством Российской Империи находились в ведении отдельных департаментов транспортного ведомства.

В 1899 г. при Министерстве путей и сообщений было создано Управление водных путей, приоритетной задачей которого было изучение рек, озёр и водоразделов и возможностей улучшения судоходства. Параллельно с Управлением водных путей вёл работу созданный в 1894 г. Отдел земельных улучшений при Министерстве земледелия и государственных имуществ в России. В ведении отдела находились орошение и обводнение земель, осушение болот и добыча торфа, гидротехнические и противоэрозионные работы, регулирование рек, строительство водозаборных скважин и другие виды мелиораций, выполнявшихся за счёт государственных средств, а также управление водохозяйственными организациями на местах.

Именно на мелиорации и улучшении водоснабжения населения, а также всего народного хозяйства, был сделан акцент управления водными ресурсами в первые годы после революции 1917 г. До 1946 г. водное хозяйство России находилось в ведении Управления землеустройства и мелиорации и Управления мелиорации и торфа при Наркомате земледелия. Параллельно с этим в интересах народного хозяйства велось активное изучение водных ресурсов всего Советского Союза.

В 1946 г. на базе упразднённых Управлений (землеустройства и мелиорации и мелиорации и торфа) было создано Управление водного хозяйства при Министерстве сельского хозяйства РСФСР, а в 1960 г. – Государственный комитет Совета Министров РСФСР по использованию и охране поверхностных и подземных водных ресурсов.

В целях упорядочения комплексного использования и охраны водных ресурсов страны, а также скорейшей ликвидации загрязнения водоёмов в 1961 г. на базе Управления водного хозяйства и Госкомитета был создан Государственный комитет Совета Министров РСФСР по водному хозяйству (Госводхоз РСФСР), который в 1963 г. был преобразован в Государственный производственный комитет по орошаемому земледелию и водному хозяйству РСФСР (Госземводхоз РСФСР), а в 1965 г. – в Министерство мелиорации и водного хозяйства РСФСР (Минводхоз РСФСР).

В 1990 г. Минводхоз РСФСР упразднён, часть его функций передана Главному управлению мелиорации и водного хозяйства, вошедшему в структуру нового Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, а часть – созданному в ноябре 1990 г. Комитету по водному хозяйству при Совете Министров РСФСР.

В ноябре 1991 г. в рамках масштабного преобразования органов исполнительной власти РСФСР на базе упразднённых Министерства экологии и природопользования РСФСР, Министерства лесного хозяйства РСФСР, Государственного комитета РСФСР по геологии и использованию недр и Комитета по водному хозяйству при Совете Министров РСФСР создано Министерство экологии и природных ресурсов РСФСР (позже – Министерство экологии и природных ресурсов РФ). Вопросы управления водным хозяйством возложены на Комитет по водным ресурсам Министерства экологии и природных ресурсов РСФСР.

В 1993 г. в целях совершенствования государственного управления в области водного хозяйства, улучшения водообеспечения населения и народного хозяйства, экологического состояния водных объектов из состава Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов выведен Комитет по водным ресурсам, на базе которого образован Комитет Российской Федерации по водному хозяйству (Роскомвод).

Однако раздельное управление отраслью в существующей системе органов государственной власти было признано неэффективным, и в 1996 г. при очередном формировании структуры органов федеральной исполнительной власти Роскомвод был упразднён, а его функции переданы созданному на базе нескольких ведомств Министерству природных ресурсов Российской Федерации.

В 2004 г. в рамках проведения административной реформы были образованы федеральные агентства и службы Министерства природных ресурсов Российской Федерации, в т. ч. Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы), которому были переданы функции Министерства по управлению водными ресурсами России.

Научно-популярная энциклопедия «Вода России»