Перека́т – крупная донная гряда, сложенная речными наносами, пересекающая речное русло под некоторым углом к направлению течения. Перекаты – типичные формы рельефа русла у равнинных рек. Нередко они расположены в местах перегиба излучин.

Термин «перекат» возник в речном судоходстве и означает «перекатывание» речного течения и судового хода от одного берега к другому. Аналогичное происхождение имеет понятие «перевал», относящееся к более плавному переходу судового хода от одного берега к другому. Имея небольшие глубины (особенно в межень), перекаты представляют собой затруднения для судоходства.

Перекаты вместе с расположенными между ними понижениями дна русла – плёсами образуют на реках системы плёс–перекат–плёс. Эти системы, как и другие формы руслового рельефа, медленно смещаются вдоль русла; этот процесс сопровождается обратимыми (знакопеременными) русловыми деформациями. Скорость смещения таких систем обычно не превышает нескольких сотен метров в год. Наибольшая скорость перемещения характерна для перекатов на прямолинейных участках русла. Она возрастает с уменьшением крупности наносов.

Наиболее характерными элементами системы плёс–перекат–плёс являются верхняя и нижняя плёсовые лощины и верхний и нижний (или лево- и правобережный) побочни переката. Верхний по течению подводный склон переката более пологий, низовой откос (подвалье переката) – более крутой. Наиболее мелководные части переката – прибрежные отмели – носят название побочней. Наиболее глубокая часть переката между смежными плёсовыми лощинами называется корытом переката. Через неё и проходят линия наибольших глубин и судоходный фарватер. Наиболее мелководный участок фарватера над перекатом называется гребнем переката.

Перекаты по своему строению бывают трёх видов: перевалы – перекаты с плавными и небольшими изменениями отметок дна без резко выраженного подвалья; нормальные – перекаты с хорошо выраженным подвальем, но без резкого искривления фарватера; перекошенные (сдвинутые) – перекаты с резким искривлением фарватера. Российские речники, водившие когда-то суда по рекам страны, называли нормальные перекаты «хорошими», а перекошенные – «плохими» или «дурными». Те перекаты, которые вследствие либо малых глубин на гребне, либо сильного искривления фарватера создают трудности для судоходства, называют лимитирующими. Через сложные для судоходства перекаты при необходимости сооружают прорези с помощью земснарядов.

Для большинства перекатов с песчаным дном характерны довольно своеобразные сезонные изменения отметок дна. На подъёме половодья происходит намыв переката, на спаде половодья и в межень – размыв. Размыв переката объясняется возрастанием уклонов водной поверхности и сопутствующим увеличением скоростей течения. В целом в период половодья уклоны на перекате меньше, чем в межень. Для плёсов характерны, наоборот, размыв в половодье и намыв в межень.

Ещё один вид мезоформ речного русла – осерёдки – подвижные отмели, не соединённые (в отличие от побочней перекатов) с берегами и не заросшие растительностью. Осерёдки часто возникают из побочней перекатов, вызывая разделение фарватера на его гребне на две ветви; такое явление называют отторжением побочня.

В.Н. Михайлов, М.В. Михайлова