Кана́л и́мени Москвы́ соединяет р. Москву с р. Волгой. Канал расположен в Московской и Тверской областях России, частично протекает по г. Москве. Длина канала 128 км, ширина по поверхности 85 м, по дну – 45 м, глубина 5,5 м. Канал даёт Москве более 60% всей потребляемой питьевой и промышленной воды.

Ещё во времена правления Петра I предполагалось соединить р. Москву с Волгой, чтобы усилить роль г. Москвы как торгово-промышленного центра. План сооружения канала Москва–Волга относился к последним годам царствования Петра I (1721–1722). Инженером Вилимом Гениным было предложено три варианта трассы канала: р. Москва–Яуза–Лихоборка–Клязьма–Каменка–Волгуша–Яхрома–Волга (123 шлюза, 128 вёрст); р. Москва–Истра–Катыш–Сестра–Рогачёвская пристань на Яхроме (123 шлюза, 228 вёрст); р. Москва–Яуза–Клязьма–Уча–Вязь–Дубровка–Икша–Яхрома–Волга (41 шлюз, 103 версты). Первый и третий варианты близки к современной трассе канала. Однако сооружение такого канала в Петровскую эпоху являлось задачей чрезвычайно сложной как в техническом, так и в производственном отношениях, поэтому ни один из этих проектов не был реализован. В дальнейшем к мысли о постройке канала возвращались неоднократно. Реальная попытка соединения рек была предпринята в 1825 г. при императоре Николае I. Канал с 20 шлюзами строился около 20 лет и в 1844 г. был открыт для временного судоходства (участок канала между р. Истрой и Сенежским озером с выходом в р. Сестру), однако с началом строительства Николаевской (Октябрьской) железной дороги водный путь был закрыт, а его сооружения разобраны. В следующий раз к проекту соединения Москвы с Волгой вернулись только в советское время.

В 1930-е гг. в связи с бурным экономическим ростом советской столицы со всей остротой встал вопрос о водоснабжении Москвы питьевой водой. В 1931 г. московский водопровод подавал в городскую сеть более половины объёма стока р. Москвы, а остальная часть оставалась на нужды судоходства. Роль водного транспорта в общем грузообороте Московского транспортного узла в те годы была весьма скромной. Так, в 1931 г. на долю железнодорожного транспорта приходилось 96,7% всего грузооборота, а на долю водного транспорта – лишь 3,0%. Дальнейшее использование водных ресурсов р. Москвы было уже невозможным. В начале 1930-х гг. расход воды в Москве составлял 117 л/сут на человека.

В 1931 г. началась разработка Генерального плана реконструкции Москвы. Его реализация требовала завоза в столицу водным путём огромного количества строительных материалов; суммарное расчётное удельное водопотребление должно было возрасти до 600 л/сут на одного жителя, или в среднем для города до 35 м3/с. Это в пять раз больше минимального гарантированного расхода р. Москвы. Таким образом, Московский регион требовал привлечения водных ресурсов из нового источника, который обеспечил бы столицу питьевой водой, снабдил её водой для дальнейшего развития промышленности, организации надёжного судоходства и улучшил санитарное состояние р. Москвы и её притоков. 15 июня 1931 г. Пленум ЦК ВКП(б) постановил: «…коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путём соединения её с верховьем реки Волги». 1 июня 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление № 859 «О строительстве канала Москва–Волга».

Проектные работы вели специалисты «Москаналстроя», который был организован при Моссовете в 1930 г. Проектировщики предложили три варианта трассы нового канала: Старицкий – длиной 230 км, Шошинский – 122 км и Дмитровский – 128 км. Технико-экономическое сравнение этих вариантов показало преимущество Дмитровского варианта трассы, который и был утверждён в качестве основного.

Строительство канала велось в 1932–1937 гг. В сентябре 1932 г. создано Управление Москва–Волгострой; в целях ускорения строительства было принято решение об использовании труда заключённых – создан Дмитровлаг, крупнейшее лагерное объединение в составе ОГПУ (с 1934 г. – НКВД). Управление стройкой находилось в Борисоглебском монастыре г. Дмитрова. Стройку вели заключённые-«каналоармейцы», располагавшиеся в лагерях по всей длине канала. Несмотря на огромный объём земляных и бетонных работ, канал Москва–Волга был построен всего за 4 года и 8 месяцев. 17 апреля 1937 г. на всём протяжении канал был заполнен водой, а 15 июля 1937 г. состоялось торжественное открытие первой постоянной навигации по каналу Москва–Волга.

В начале Великой Отечественной войны сооружения канала были использованы в ходе московской оборонительной операции 1941–1942 гг. Во время наступления немецких войск на участке Клин–Рогачёво–Дмитров к 1 декабря 1941 г. вода из канала была сброшена в р. Сестру через водосброс Сестринских сооружений; мощный водяной заслон преградил путь немецкой армии.

В 1947 г. канал Москва–Волга в связи с 800-летием Москвы был переименован в честь столицы и стал называться каналом имени Москвы.

Канал общей длиной 128 км – уникальное гидротехническое сооружение комплексного назначения. Трасса канала начинается на правом берегу р. Волги от Иваньковского водохранилища (близ г. Дубны) и на протяжении 73 км идёт по северному (Волжскому) склону Клинско-Дмитровской гряды, постепенно поднимаясь через 5 шлюзов (№ 2–6) на высоту 38 м к водораздельному бьефу. Водораздельный бьеф канала длиной 51 км, пересекая Волжско-Окский водораздел, расположен между шлюзами № 6 (у пос. Икши) и 7 (вблизи Северного речного вокзала). На этом участке создано пять водохранилищ – Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское общей площадью водного зеркала 60,8 км2 и суммарным объёмом 348,7 млн м3; путь канала по водохранилищам составляет 19,5 км. После водораздельного бьефа трасса канала идет по южному (Московскому) склону длиной 4 км, опускаясь на 36 м при помощи двух двухкамерных шлюзов № 7 и 8 к месту соединения с р. Москвой. Местность, по которой проходит канал, отличается большой пересечённостью, поэтому канал проходит частью в насыпях, а частью – в выемках. Высота дамб в отдельных местах достигает 18 м, а глубина выемок – 22,5 м. Между шлюзами № 7 и 8 канал проходит по искусственной насыпи (в частности, над Волоколамским шоссе в черте г. Москвы). Канал и все его сооружения построены целиком из отечественных материалов.

Более 200 населённых пунктов, оказавшихся в районе затопления всех водохранилищ, перенесены на новые места. Построены новые железнодорожные пути и шоссейные дороги, в том числе вдоль канала – шоссе протяженностью 60 км. От ст. Вербилки строителями канала была проведена новая железнодорожная ветка до пристани Большая Волга.

При большой протяжённости канала, проходящего в насыпях, не исключена возможность прорыва или повреждения ограждающих дамб. Поэтому канал с помощью аварийных ворот был разделён на ряд участков. Первые ворота размещены в конце Икшинского водохранилища, вторые отделяют Пяловское водохранилище от Клязьминского, третьи – Клязьминское водохранилище от Химкинского, четвертые – Химкинское водохранилище от канала. Пятые аварийно-ремонтные ворота построены при входе в верхний подходной канал к шлюзу № 7. Закрывая их, можно в случае необходимости отделить шлюзовую лестницу, опускающуюся к р. Москве, от Химкинского водохранилища.

Габариты канала (ширина по зеркалу 85 м, по дну 46 м, проектная глубина 5,5 м) и размеры камер шлюзов (290x30 м, глубина 5,5 м) позволяют проходить по нему всем типам и размерам судов, эксплуатируемых на внутренних водных путях страны. Минимальный радиус закруглений трассы канала – 1000 м.

Главное транспортное назначение канала – обеспечение завоза грузов в столицу. Канал создаёт кратчайшую транспортную связь Москвы с Верхней Волгой; благодаря системе каналов (Беломорско-Балтийский, Волго-Донской) за столицей закрепилось название «порта пяти морей» – Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Чёрного. На трассе канала имеются крупные грузовые пристани: Большая Волга, Дмитров, Яхрома и Северный речной порт столицы, а также несколько пристаней местного пассажирского сообщения (Водники, Хлебниково, Тишково, Пирогово, Солнечная Поляна и др.). По каналу транспортируются строительные материалы, лес, зерно, нефть, уголь и другие грузы. Перевозки осуществляются судами водоизмещением до 5000 т. На канале построено 19 мостов и работают две тросовые паромные переправы для автотранспорта: в Дубне и Мельдино.                                      

Канал и более 10 водохранилищ, входящих в его систему, имеют также важное водохозяйственное значение. Волжская вода из Иваньковского водохранилища перекачивается насосами; пройдя 75-километровый путь и поднявшись на высоту 38 м, заполняет чаши пяти водохранилищ водораздельного бьефа и в дальнейшем используется для целей водоснабжения г. Москвы и пригородов, санитарного обеспечения водой рек Москвы, Яузы, Учи и Клязьмы; обеспечения глубин в судоходной части бьефа; выработки электроэнергии и создания условий для отдыха. Канал снабжает Москву водой, служит для обводнения р. Москвы (ежегодно в реку из Волги поступает 1,8 км3 воды), обеспечивает подачу электроэнергии на предприятия Московской области действующими ГЭС.

Канал имени Москвы выполняет и рекреационную функцию – на его берегах находятся многочисленные дома и базы отдыха, санатории, рыболовецкие базы и другие объекты.

Для работы на канале на заводе «Красное Сормово» (г. Нижний Новгород) была построена флотилия из 17 пассажирских судов дальнего и местного плавания. В советское время по каналу проходили пассажирские линии дальнего плавания Москва–Горький, Москва–Астрахань, Москва–Ростов-на-Дону, которые были закрыты в 2005 г. Сейчас по каналу проходят популярные как у россиян, так и у иностранных туристов туристические круизы на трёх- и четырёхпалубных теплоходах почти всех типов, эксплуатируемых в России, по маршрутам: Москва–Углич–Москва, Москва–Тверь–Москва, а также дальние рейсы до Санкт-Петербурга, Соловецких островов, Перми, Уфы, Астрахани, Ростова-на-Дону и других городов.

В составе канала имени Москвы более 240 различных гидротехнических сооружений, которые создают замечательный архитектурный ансамбль, а каждый шлюз имеет свой особый облик. Крупнейшим сооружением канала имени Москвы является Северный (Химкинский) речной вокзал (архитекторы А.М. Рухлядев, В.Ф. Кринский, скульптор И.С.Ефимов и др.). Уникальными с архитектурной точки зрения являются шлюзы № 7 и 8 (архитектор В.Ф. Кринский), шлюз № 9 и Карамышевская плотина (архитектор А.М. Рухлядев). На канале построено 10 плотин, из них семь земляных (Акуловская, Иваньковская, Икшинская, Пестовская, Пироговская, Пяловская, Химкинская) и три бетонных (Иваньковская, Карамышевская, Перервинская).

На канале построено 11 шлюзов: один – на р. Волге, пять – на северном склоне канала, два – на южном склоне и три на р. Москве.

При строительстве канала было возведено семь гидроэлектростанций (Акуловская, Иваньковская, Карамышевская, Листвянская, Перервинская, Пироговская и Сходненская) и пять насосных станций (Темпы, Яхрома, Комсомольская, Икша-I и Икша-II). Позднее в ведение канала были переданы еще 2 ГЭС (Ново-Тверецкая и Ново-Цнинская).

Для обеспечения эффективной и безопасной эксплуатации канал оборудован специальной судоходной сигнализацией и связью, что позволяет обеспечить движение судов как днем, так и ночью.

В настоящее время Федеральное государственное унитарное предприятие «Канал имени Москвы» обслуживает 3842 км федеральных внутренних водных путей, на его балансе числятся 94 судоходных гидротехнических сооружения, в том числе 20 высоконапорных шлюзов, 5 насосных станций, 23 плотины, 8 аварийных и заградительных ворот, 2 тоннеля, 203 единицы флота.

Д.В. Козлов. К.Д. Козлов