Калинингра́дский морско́й судохо́дный кана́л – судоходный канал, расположенный в Калининградском (Вислинском заливе) Балтийского моря, важнейшая транспортная артерия Калининградской области РФ.

Калининградский (до 1947 г. – Кёнигсбергский) морской канал начинается от северо-восточного берега Балтийской (Вислинской) косы (пос. Коса), проходит вдоль северного побережья Калининградского залива и продолжается до Двухъярусного моста в устье р. Преголи (г. Калининград, бывш. Кёнигсберг). Протяжённость канала 23 морских мили (42,6 км), ширина 50–80 м, глубина 9–12 м. Канал представляет собой искусственное гидротехническое сооружение, ограждённое от остальной части Калининградского залива насыпными 10 островами (дамбами), за исключением участка протяжённостью 2,2 мили при входе в Приморскую бухту. Этот участок называется Открытой частью канала. Дамбами образованы острова с принятой нумерацией от 1 до 10, начиная от портопункта Балтийск до порта Калининград. Дамбы защищают фарватер от наносов со стороны залива. На дамбах растет густой лиственный лес, хорошо защищающий суда от ветров всех направлений. Между дамбами напротив населённых пунктов имеются проходы шириной до 30 м, глубиной 0,5–2,5 м.

На берегах канала расположен г. Светлый (бывш. Циммербуде), в котором также имеется причал, и пос. Взморье (бывш. Гросс Хайдекруг).

Канал оборудован средствами навигационного оборудования с сетями электроснабжения. Посты управления движением судов расположены в г. Балтийске (бывш. Пиллау) и в г. Калининграде. По каналу могут проходить суда длиной до 200 м с осадкой до 8,0 м, а на участке канала длиной 22,6 км, от входных молов до причалов г. Светлого – с осадкой до 9,4 м (на подходах к новому терминалу – до 10,5 м) и грузоподъёмностью 30000 т.

Навигация по каналу осуществляется круглогодично. С января по конец марта канал может покрываться тонким слоем льда. В сильный мороз для прохода судов необходимы ледоколы. Во время сильных юго-западных ветров судоходство в Калининградском морском канале чаще всего останавливается.

История строительства морского канала началась в последней трети XIX в., когда в 1879 г. купцы г. Кёнигсберга решили разработать собственный проект строительства канала, посчитав, что убыток от перегрузки товаров в г. Пиллау на лихтерные суда, потеря времени, порча товара составляют ежегодно около 450 тыс. марок. Был объявлен конкурс на лучший проект судоходной трассы, на который поступило 20 заявок от 10 авторов. Жюри единогласно присудило первую премию Хуго Натусу, строительному инспектору гавани Пиллау. С некоторыми доработками проект был согласован и утвержден Правительством Пруссии. К 1889 г. Совет по строительству канала под руководством Хуго Натуса закончил переговоры о финансовых гарантиях реализации проекта. Купечество взяло на себя обязательства перечислять 4% годовых от забронированных на банковских счетах 2 млн марок и, кроме того, ежегодно выделять на обслуживание стройки по 50 тыс. марок, т.е. гарантировало финансирование в объёме 130 тыс. марок в год. Остальные расходы взяло на себя правительство, так как строительство канала должно было способствовать экономическому процветанию Пруссии. В конечном итоге на строительство канала было затрачено 7,3 млн марок золотом.

Канал предназначался для судов длиной до 120 м с осадкой до 6 м. Строительство канала началось с возведения дамб, конструктивно состоящих из двух свайных рядов, наполненных фашинами. Около г. Пиллау и дер. Пайзе (ныне пос. Комсомольский) со стороны залива были отсыпаны острова, засаженные деревьями, которые служили указателями движения по каналу и укрепили земляной вал, уложенный в сторону залива. Напротив деревень, расположенных на берегу залива, в дамбах были проделаны 30-метровые проходы. На прямолинейных участках ширина прорези составила 30 м, на криволинейных – 40 м, в открытой части – 75 м. На протяжении канала с юга сооружены 10 земляных дамб, защищающих прорезь канала ото льда, волнения и заноса песками. С северной стороны канал ограждает материковый берег и одна искусственная дамба. Общая протяжённость возведённых дамб составила 31,5 км.

Выбранная инженерами линия канала до устья р. Прегель (ныне Преголя) составляла 33 км. Земляные работы, начавшиеся в 1890 г., велись в течение девяти лет. За это время пять земснарядов и двенадцать землечерпалок подняли со дна залива Фрише-Гафф (ныне Калининградский) тысячи кубометров ила, песка и торфа. Еще два года канал оборудовался системами безопасности, связи и оповещения. Навигационные знаки были установлены на железобетонных сваях и железобетонной обвязке. В ночное время часть канала освещалась газовыми фонарями.

Торжественное открытие канала состоялось 15 ноября 1901 г.; в течение последующего столетия канал постоянно модернизировался в соответствии с достижениями в навигационном оснащении, в средствах управления судоходством, с международными стандартами безопасности мореплавания.

В 1924–1930 гг. и в 1938–1939 гг. были проведены работы по углублению и расширению канала, в 1935 г. в Пайзе сооружен морской причал.

Из-за узости канала нельзя было организовать одновременное двустороннее движение, что ограничивало частоту захода судов к причалам. Сформированные караваны судов каждые три часа двигались то в одну, то в другую сторону. Места расхождения кораблей, идущих навстречу друг другу, были определены близ деревень Пайзе, Гросс Хайдекруг и у защитной дамбы. Для расхождения судов были построены новые гавани и удобные места якорных стоянок.

После окончания Великой Отечественной войны канал некоторое время эксплуатировался силами Балтийского флота; в марте 1948 г., после создания Калининградского технического участка морских путей, началась его регулярная эксплуатация. К концу 1949 г. полностью восстановлено освещение навигационных приборов, к 1954 г. фарватер канала был очищен от топляка, начались дноуглубительные работы. В последующие годы работы по усовершенствованию канала продолжались ускоренными темпами, к 1986 г. глубина канала достигла 8,5 м. В середине 1990-х гг. глубина канала на некоторых участках доведена до 9–10,5 м, а ширина – до 50–80 м. Сооружение станции расхождения судов возле пос. Комсомольского значительно увеличило пропускную способность канала.

Двустороннее движение судов по каналу стало осуществляться с июля 2007 г. Средняя разрешённая скорость движения судов по каналу 8 узлов (около 14,8 км/ч), время прохождения канала составляет около 4 часов. В сутки по Калининградскому каналу в обоих направлениях проходит свыше 30 кораблей, в основном танкеры и контейнеровозы.

В первом десятилетии XXI в. был введён в эксплуатацию грузопассажирский паромный терминал, открылись новые паромные линии и железнодорожный комплекс в г. Балтийске. Проведён целый ряд реконструкций на самом канале, построены подходные пути, увеличен радиус поворота канала в районе Балтийска, увеличены ширина и глубина фарватера, построены и запущены в эксплуатацию новые причалы и створы канала, откорректированы морские навигационные карты.

Калининградский морской канал эксплуатируется ФГУ «Администрация морского порта Калининград».

Сегодня все судоходные пути по Калининградскому заливу соответствуют международным требованиям. Установлены 30 плавучих навигационных знаков с современными светодиодными фонарями для обеспечения безопасности мореплавания; система контроля и управления огнями; новый лазерный навигационный знак. С целью повышения безопасности плавания судов в канале оборудованы современные метеорологические станции и видеокамеры для измерения уровня воды и скорости. Подобное оборудование, смонтированное ранее, в течение нескольких лет успешно работает в порту г. Клайпеды (Литва).

В г. Балтийске круглогодично функционирует автомобильная паромная переправа через пролив, связывающая центр города с пос. Коса на Балтийской косе. У выхода канала в море на Северном молу установлен конный памятник императрице Елизавете Петровне. Историко-культурный комплекс «Елизаветинский форт» открыт в 2004 г. в ознаменование побед русской армии во время правления императрицы Елизаветы. Императрица одета в форму полковника Преображенского полка и как бы встречает все корабли, входящие в Калининградский залив.

Д.В. Козлов, К.Д. Козлов