Алханчу́ртский кана́л – главная водная артерия одноименной обводнительно-оросительной системы на Северном Кавказе в долине р. Алхан-Чурт. Длина канала от водозабора в р. Терек до разделения на Западную и Восточную ветви – около 66,4 км, полная длина канала с Восточной ветвью – 182,4 км.

Долина между Терским и Сунженским горными хребтами (длиной 150–160 км и шириной 8–15 км) является важным сельскохозяйственным районом для Ингушетии, Чечни и Северной Осетии. Однако ограниченные водные ресурсы (три пересыхающих речки) не позволяли в полной мере реализовать высокий потенциал чернозёмных почв долины. Проблемы и пути обводнения долины рассматривались неоднократно, начиная с 1858 г. В 1925–1928 гг. был разработан проект Алханчуртского канала, и в августе 1928 г. для его реализации в г. Владикавказе было создано управление строительством Алханчуртской обводнительно-оросительной системы. Строительство системы начато в 1929 г. и окончено в 1939 г.

Проектная площадь обводняемых земель – 80 тыс. га, а орошение было запроектировано на 18,2 тыс. га, но позже, в ходе эксплуатации системы, эти площади были увеличены.

Водоисточником является р. Терек. Для забора воды в канал в селе Алханчурт (Северная Осетия) построена плотина, состоящая из водосливной бетонной части длиной 45,35 м, водоразборной части с двумя отверстиями по 13,5 м, перекрытых секторными затворами, и глухой земляной дамбы длиной 300 м. Плотина рассчитана на пропуск 450 м3/с. В 1976 г. при критических расходах пропуск составил 514 м3/с. От плотины начинается Алханчуртский канал. На первом километре канала построен железнодорожный мост, на втором – арочный акведук через р. Камбилеевку, в которую подаются 3 м3/с воды для обводнения и орошения земель в Северной Осетии. На 12-м километре канал пересекает железную дорогу Беслан–Назрань. Вся остальная трасса канала до разделения на две ветви – западную (64 км) и восточную (116 км) – проходит в весьма сложных топографических и геологических условиях. Здесь построены два тоннеля (длиной 1,06 и 0,75 км), восемь деревянных дюкеров общей длиной 3,2 км (часть из них позднее заменена металлическими трубопроводами и обводными каналами). На Алханчуртском быстротоке была запроектирована и построена ГЭС мощностью 15 тыс. кВт. Расчётный расход воды 7,17 м3/с в голове западной ветви был достигнут в 1979 г. Площадь орошения по проекту на западной ветви составляет 12,4 тыс. га, она достигнута в 1989 г. В голове восточной ветви проектный расход воды 8,5 м3/с, а проектная площадь орошения 6,1 тыс. га. Реально к 1970 г. она превысила 7 тыс. га. В настоящее время проектная орошаемая площадь, обслуживаемая каналом, составляет 21,8 тыс. га.

На восточной ветви имеются три быстротока (общая длина 2200 м), 57 перепадов быстроточного типа, семь шлюзов-регуляторов и два аварийных водосброса.

В начале 1970-х гг. почти все деревянные сооружения на системе находились в аварийном техническом состоянии, и их пропускная способность не позволяла увеличить площадь орошаемых земель. Для увеличения площади орошаемых пахотных земель необходимо было увеличить пропускную способность сооружений Алханчуртской обводнительно-оросительной системы до 15 м3/с, для чего в 1970 г. институтом «Севкавгипроводхоз» был разработан проект реконструкции Камбилеевского акведука, железнодорожного акведука, деревянных дюкеров, быстротока в с. Нижние Ачалуки с перепадом более 300 м.

В настоящее время ФГБУ «Управление Ингушмелиоводхоз» ведёт масштабные работы по расширению русла и укрепления берегов канала.

Д.В. Козлов, А.Н. Данильченко, И.В. Корнеев, С.А. Максимов